К началу 20 века Россия поддерживала внешнеторговые отношения с 28 странами. С шестнадцатью – на основе режима наибольшего благоприятствования, а с Германией, Великобританией, Австрией, Италией, Францией – на основе конвенционного тарифа. С 7 государствами имелись торговые договоры на двусторонней основе, в том числе с Китаем, Персией, Турцией.
Активными направлениями внешнеэкономической деятельности в течение 1903 – 1913 гг. оставались границы европейской части России, Черноморья и Кавказа.
Доля России в мировой торговле в период с 1907 по 1912 гг. возросла с 2,7 до 3,9%. Россия стала занимать в мировом товарообороте 7-е место. Объем экспорта российских товаров в 1910 – 1913 г. увеличился на 21%.
В 1904 и 1910 гг. были приняты новые таможенные уставы, которые отразили происшедшие после 1892 года перемены в таможенном деле. В частности, они больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи.
Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. При Департаменте числились члены Особого Присутствия по применению тарифа к товарам, состоявшего из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от «прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинных товаров» на: главные складочные таможни; таможни первого класса; таможни второго класса; таможни третьего класса; таможенные заставы; переходные пункты.
Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта.
Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу. Он детализировал некоторые вопросы борьбы с контрабандой, уточнив меры поощрения за обнаружение и задержание контрабанды, а также предоставив право органам таможенного надзора проводить обыски и выемки контрабандных товаров в пограничной полосе шириной 100 верст от границы и от линии берега вглубь страны с участием полиции, а за пределами этой 100-верстной полосы с участием полиции, судебных следователей и мировых судей.
Процесс таможенного досмотра был подчинен цели установления законности перемещения товаров через таможенную границу и поиска контрабандных товаров.
В 1906 – 1910 гг. Россия занимала 1 место в мире по отношению сумм, взысканных таможенных пошлин к стоимости импортированных товаров — оно составило 30.5%. Для сравнения, в Великобритании эта цифра находилась на уровне 6,1%, в Германии – 7,8%, во Франции – 8% и в США – 22,3%.
К 1913 году таможенные сборы стали третьей по важности статьей доходов бюджета страны, составив 10,3%, после доходов от винной монополии (27,9%) и сборов от эксплуатации железных дорог (26,1%).
С началом Первой мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, так как на 75% европейской границы России велись военные действия.
К осени 1917 года таможенная система России оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрылись на длительный срок, а то и вовсе прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов, входивший в состав Министерства финансов бездействовал. Около года таможенным делом в стране руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 года.