В 1927 году был утвержден новый таможенный тариф. Им предусматривались беспошлинные товары, товары с покровительственной, фискальной и сверхфискальной пошлинами. Так, в новом тарифе было предусмотрено всего 7 статей экспортных таможенных пошлин. С другой стороны, было усилено таможенное обложение по всем ввозимым товарам (сырье, машины, полуфабрикаты). Новый тариф сократил случаи беспошлинного ввоза наполовину, по сравнению с тарифом 1924 года. Были усилены фискальные пошлины на чай, кофе, какао, каучук и т. д. Если средняя тяжесть таможенного обложения по тарифу 1924 года в стоимости товара составляла 22 – 24%, то с 1927 года она была повышена до 30-33%.
В декабре 1928 года был принят Таможенный кодекс СССР, который заменил Устав 1924 г. и закрепил структуру таможенной службы:
- Наркомат внешней торговли (НКВТ),
- Главное таможенное управление (ГТУ);
- уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республик;
- районные таможенные инспекторские управления;
- таможни и таможенные посты.
В Таможенном кодексе СССР 1928 года фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли определялся как основная, современная и перспективная цель. Исторически традиционной целью таможенной деятельности устанавливалось взимание таможенных сборов. В качестве дополнительной цели ставилось совершенствование других таможенных операций.
На рубеже 1920 – 1930-х годов углубилась тенденция к повороту от экономической к командно-административной модели управления всеми сферами общественной жизни. Так, в тарифе 1930 года по сравнению с тарифом 1927 года проведено резкое сокращение товарной номенклатуры, число статей уменьшилось вдвое. Осуществлялся переход на метод ценовых пошлин. Пошлины стали взиматься в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара.
Наметившаяся тенденция снижения роли таможенного дела во внешнем обороте окончательно закрепилась в 1930-е годы. Фискальное значение таможенных пошлин было незначительным. Таможенный механизм регулирования внешней торговли и производства товаров не работал, эти функции взяло на себя государство. Произошло регламентирование ускоренного пропуска через границу грузов обобществленного сектора и порядок централизованного осуществления расчетов по таможенным пошлинам за эти грузы. Ликвидировались таможенные склады для временного хранения экспортных и импортных грузов. Контрольные и фискальные функции таможенных органов подменялись контрольно-учетными (контрольно-инспекторскими) функциями. Не избежали таможенные органы потерь многих таможенных работников ходе «чисток государственных учреждений от классово – чуждых элементов» и необоснованных репрессий в 30-е годы.
В начале Великой Отечественной войны почти 90% личного состава таможенных органов были призваны в армию и на флот, записались в народное ополчение, ушли в партизанские отряды. На 1 сентября 1941 г. действовали 37 таможен и таможенных постов, личный состав которых насчитывал 318 человек, в управлении числилось всего 37 человек.
На фото: Анастас Микоян — нарком Внешней торговли в 1938 году.