25 лет успешной работы!
Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Мнение эксперта

Вопросы классификации товаров и принятие предварительных решений в рамках ТК ЕАЭС. Новая редакция ТН ВЭД ЕАЭС

Вопросы классификации товаров и принятие предварительных решений в рамках ТК ЕАЭС. Новая редакция ТН ВЭД ЕАЭС
Лариса Николаевна Саркисова, заместитель начальника управления товарной номенклатуры ФТС России
20 апреля 2017 г.

Стенограмма выступления Л.Н. Саркисовой на конференции «Таможня 2017: актуальные вопросы ВЭД», организованной газетой «Коммерсантъ», Москва, 12 апреля 2017 г.

По классификации есть еще одно событие – это новая номенклатура (ТН ВЭД ЕАЭС  – прим. «Альта-Софт»), 6 редакция модернизированной системы, на основе которой была сделана наша товарная номенклатура. Она вступила в действие с первого января (2017 г. – прим. «Альта-Софт»). Несколько слов о том, что в ней нового. Есть международная часть товарной номенклатуры – это соответственно модернизированная система 6 знаков. 9 знаков – это ТН ВЭД СНГ, в которой мы не можем в одностороннем порядке что-либо менять. Десятый знак – это в рамках Таможенного союза. В нашей стране есть подкомиссия по таможенно-тарифному регулированию.

Международная часть, которую делает наше управление, вступила в силу с первого января 2017 г. На уровне шести было знаков 233 поправки, которые коснулись товаров сельского хозяйства, химии и в меньшей степени леса, металлов, машин и оборудования, текстиля. 

На уровне десяти знаков – это около 1000 товаров, которые были изменены. Из этого следует, что нужно было подвести все инструменты, которые с этим связаны, в соответствие, чтобы не было несуществующих кодов. Это и постановление правительства, которое нам поручено актуализировать, и приказы, и списки, и профили рисков, и перечни и т.д., чтобы все было актуально, как написано в шестой редакции. К сожалению, не все работы завершены на сегодняшний день. Для того, чтобы актуализировать постановления правительства, вносящие изменения во все постановления, которые коды содержат, мы начали работу заблаговременно (еще на стадии проекта Решения, которое утверждало товарную номенклатуру). Мы своевременно внесли все это в Минфин осенью прошлого года. Постановление затрагивает компетенцию 11 министерства, 24 постановления. Это прежде всего льготные НДС (с 10% или 0% ставкой) – детские и продовольственные товары, медицинские товары и т.д. На сегодняшний день работа находится на финальной стадии. Задержки связаны с рассмотрением этих вопросов по компетенции ведомства. Например, Минпромторг. Всем известное 372 постановление – Перечень технологического оборудования. Там есть коды, которые затронуты новой редакцией номенклатуры. Мы их привели в соответствии, актуализировали. Но Минпромторг попросил дополнительно исключить те коды, по которым истек срок действия в самом постановлении. Мы вынуждены идти на встречу, но надо понимать, что это не наша компетенция и с этим связаны такие вопросы. Со своей стороны, ФТС России сделала все возможное, чтобы этот процесс ускорить. Кроме того, ранее в постановлении 1318 (оценка регулирующего воздействия) исключений для этих случаев не было, и мы достучались заранее до Минэкономразвития, чтобы эти случаи по актуализации актов в связи с Решением ЕЭК, вносящем изменения в коды, были исключены из ОРВ. Но пока процесс на стадии согласования. К счастью, на завершающей. Это то, что касается новой номенклатуры. Для бизнеса были размещены переходные таблицы, отозваны предварительные решения, которые затронуты новыми кодами. Переходными таблицами  можно пользоваться, они были на сайте с июля месяца на стадии проекта, а с сентября они актуализированы.

Сама товарная номенклатура имеет 6 томов пояснений к ТН ВЭД. Сейчас продолжается работа над пояснениями. Первые 5 томов – это пояснения, которые готовит Всемирная таможенная организация. Весной будет совет руководителей таможенных служб, который будет одобрять первые пять томов своим решением. Шестой том Комиссия ЕЭК запланировала подготовить к концу этого года. Получается, что первые пять томов будет на выходе в первом полугодии, а последний том будет рекомендован к применению (если не будет сложностей при согласовании) в конце этого года. Этим должна завершиться работа по подготовке всех актов и пояснений, которая связана с введением в действие с первого января новой редакции товарной номенклатуры.

Теперь о Таможенном кодексе. Что нового было в Таможенном кодексе по вопросам классификации. Особых революций не произошло, потому что еще при подготовке первой редакции удалось добиться многих положений, которые были унифицированы. Как были, так и остались решения по классификации (вы заявляете код, мы определяем правильность классификации). На этом направлении ничего нового не произошло.

На тему резидентства мы (ФТС России) предлагали унифицировать саму форму этого решения еще в прошлый раз, когда в 2009 году готовили кодекс. Но наши коллеги на это не пошли. Наша инициатива не была поддержана. На сегодняшний день форма решения (корректировка кода) не унифицирована. Из этого следует, что мы не можем обмениваться и обеспечивать единство контроля на общей территории. 

Следующий вид решения – это решение, разъяснения, которые готовит таможенные органы по сложным случаям классификации. Здесь ничего нового нет. Единственное, для обеспечения некого единообразия на этом направлении, мы договорились. Есть такой институт как объединенная коллегия таможенных служб и рабочая группа по классификации, на которой мы эти случаи рассматриваем и находим единые подходы. После этого в этот сборник решений и разъяснений включаются какие-то положения, которые по сути на всех площадках унифицированы. Если мы не находим этих подходов, то тот институт, который был, но несколько изменился, мы обращаемся в Комиссию ЕЭК. Там рассматриваются эти вопросы, и уже Комиссия принимает Решение. Эти Решения не имеют обратной силы и работают на перспективу. Здесь внесены небольшие изменения. Раньше было написано «решения и разъяснения» – некие неточности. Так как теперь решение носит обязательный характер, то слово «разъяснение» ушло в отдельную самостоятельную часть. Комиссия готовит и разъяснения, которые носят рекомендательный характер, когда есть необходимость что-то объяснить, но различных подходов нет. 

Что нового. В ТК ЕАЭС добавился еще один вид решений, который связан с решениями перемещению оборудования, поставляемого в виде компонентов в период времени, который превышает сроки временного хранения (то есть сроки, превышающие 4 месяца). Мы зафиксировали данный вид решения в главе по классификации. Здесь произошли существенные изменения, потому что раньше порядок, касающийся декларирования этих компонентов оборудования, которое ввозится частями, был на национальным уровне, а теперь его вынесли на межнациональный уровень. Также вместо заявлений на условный выпуск будет применяться декларация. 

Еще один вид решений – предварительные решения по классификации. Предварительные решения – что это за институт. Если сложный случай, вы не знаете, какой код, товар появился в первый раз, сложно найти термины в номенклатуре, схожие товары с разными ставками – что делать? Существует институт предварительных решений. Он как был в кодексе, так и остался. По этому институту сроки остались прежними (в течение 90 дней). Для принятия предварительного решения не нужен контракт, вас интересует товар с конкретными характеристиками. Никто вам не мешает обращаться хоть за год и узнать код в соответствии с характеристиками товара, который вы собираетесь покупать или вывозить. Никто вас во времени не ограничивает. Контракт не нужен. Тем не менее на практике, понимая, что часто этот институт используется для других целей (кто-то откорректировал, кому-то в суд идти), мы ввели показатели. Постарались ускориться. Теперь все эти решения принимают РТУ и Центральная энергетическая таможня. Это позволило нам увеличить количество специалистов, которые их принимают. На сегодняшний день средний срок принятия предварительного решения составляет 24 дня. Он разный по регионам, но все равно значительно меньше, чем законодательно определен в течение 90 дней, максимально 90, но фактически это меньше. Так чтобы было понятно: ЦТУ – 22 дня, ЮТУ – 22 дня, СЗТУ – 18 дней, Урал – 29 дней, Приволжье – 38 дней, Сибирь – 28 дней, ДВ – 40 дней, ЦЭТ – 36 дней). Вы можете обращаться в любой таможенный орган, который наделен полномочиями. Когда принято предварительное решение, то никаких ограничений нет, и оно действует на всей территории. Если надо, обращайтесь заранее в любое РТУ. 

В отличие от 107 статьи или от решения по ввозу оборудования, поставляемого в виде компонентов здесь требование более жесткое – нужен контракт, то есть документ, подтверждающий внешнюю экономическую сделку. Здесь время от заключения контракта до принятия этого решения лимитировано. Вам нужно все знать, чтобы спланировать логистику, поставку, загрузку контейнеров, виды транспорта и многое другое, что с этим связано. На сегодняшний день средний срок принятия этих решений не превышает 50 дней. С моей точки зрения и практического опыта, основная проблема, связанная с этими решениями, состоит в подготовке документов. Если документы подготовлены не совсем обстоятельно и аргументированно, то возникает необходимость запрашивать дополнительные документы, на что уходит много времени, и самая большая проблема связана именно с этим. Для того, чтобы решить эту проблему мы со своей стороны сделали две вещи. Во-первых, подготовили методические рекомендации и разместили их на сайте. Мы разместили конкретные образцы по конкретным товаром. Во-вторых, начали работу по переводу этих обращений в электронный вид, вся переписка будет в электронном виде, что существенно сократит эти сроки.      

Новости по теме
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!