Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Сравнительный анализ положений главы «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС и ТК ЕАЭС

Сравнительный анализ положений главы «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС и ТК ЕАЭС
Татьяна Александровна Григорьева, консультант по ВЭД «Альта-Софт»
г.

12 апреля 2017 г. было объявлено, что президент Республики Беларусь накануне подписал Таможенный кодекс ЕАЭС. Новая редакция Договора претерпела изменения: были исправлены некоторые ошибки, связанные с отсылочными нормами и общее количество отсылочных норм уменьшилось с 330 до 283.

Сравним главы ТК ТС и ТК ЕАЭС посвященные таможенной стоимости товаров.

В ТК ТС таможенной стоимости посвящена глава 8, статьи с 64 по 69 включительно, в ТК ЕАЭС – это глава 5, а вот статей в этой главе теперь не 6, а 9 – с 37 по 45 включительно. Статья 37 «Определения» полностью взята из статьи 3 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», заключенного между республикой Беларусь, республикой Казахстан и Российской Федерацией 25 января 2008 года. В ТК ЕАЭС введены понятия: «взаимосвязанные лица», «идентичные товары», «однородные товары», «товары того же класса и вида», «общепринятые принципы бухгалтерского учета», а вот понятие «третьи страны» – осталось в Соглашении. В ТК ТС статьи с определениями, относящимися к таможенной стоимости нет вовсе.

Статья 38 ТК ЕАЭС «Общие положения о таможенной стоимости товаров» является аналогом статьи 64 ТК ТС. Тем не менее, она сильно изменена. В первом пункте статьи 38 ТК ЕАЭС, сказано, что положения главы 5 ТК ЕАЭС основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашением по применению указанной статьи VII. Вторым пунктом определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза и впервые помещаемых под таможенную процедуру, за исключением таможенных процедур таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальной таможенной процедуры, определяется согласно положениям ТК ЕАЭС. В ТК ТС, таможенная стоимость определялась в соответствии с международным договором стран-участниц Таможенного союза, т.е. все с тем же Соглашением от 25 января 2008 года.

Третьим пунктом статьи 38 пояснено, что таможенная стоимость товаров, при их помещении под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения или отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, не определяется.

В четвертом пункте статьи 38 ТК ЕАЭС говорится о том, что таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с национальным законодательством государств-членов Союза, что соответствует пункту 1 статьи 64 ТК ТС.

Для разбора пункта 5 статьи 38 ТК ЕАЭС сначала обратимся к таблице, в которой расшифрованы все отсылочные нормы:

Положения п. 5 ст. 38 ТК ЕАЭС

Примечания по отсылочным нормам ст. 38 п. 5 ТК ЕАЭС

Таможенная стоимость товаров, указанных в пункте 1 статьи 199, абзаце втором пункта 1, пунктах 2 и 3 статьи 209 и абзаце втором пункта 1, пунктах 2 и 3 статьи 217 настоящего Кодекса, а также отходов, подлежащих помещению под таможенные процедуры в соответствии со статьями 170*, 195* и 250* настоящего Кодекса, определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, определяемых Комиссией.

*ст.170 – отходы, образовавшиеся в результате операций по переработке на таможенной территории Союза, и производственные потери;

*ст. 195 – отходы, образовавшиеся в результате операций по переработке для внутреннего потребления, и производственные потери;

*ст. 250 – особенности применения процедуры уничтожения.

п. 1 ст. 199 – продуктов переработки при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

абз. 2 п. 1 ст. 209 – оборудования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, введенного в эксплуатацию и используемого резидентом СЭЗ при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ;

п. 2 ст. 209 – товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны при помещении под таможенные процедуры: выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз, беспошлинная торговля;

п. 3 ст. 209 – товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров и помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентом СЭЗ, при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны для передачи их в пользование или владение другому резиденту СЭЗ и помещении этих товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны новым владельцем.

Либо, при передаче таких товаров лицу, не являющемуся резидентом СЭЗ для их вывоза с территории СЭЗ не остальную часть таможенной территории Союза:

абз. 2 п.1 ст. 217 – оборудования, помещенного под таможенную процедуру свободного склада, введенного в эксплуатацию и используемого владельцем свободного склада для совершения операций переработки,

при его помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

п. 2 ст. 217 – товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, при их помещении под таможенные процедуры: выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз, беспошлинная торговля;

п. 3 ст. 217 – товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, при завершении действия таможенной процедуры свободного склада в связи с передачей прав владения (пользования, распоряжения) данными товарами иному лицу, для помещения их под таможенные процедуры: выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз, беспошлинная торговля.

Мы видим, что составители нового кодекса дают четкие указания по определению таможенной стоимости: продуктов переработки, отходов и оборудования, предназначенного для операций по переработке, которая определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС. Таких положений не было ни в ТК ТС, ни в Соглашении от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

Шестой пункт статьи 38, также содержит слишком много отсылочных норм, поэтому мы снова обратимся к таблице:

Положения п. 6 ст. 38 ТК ЕАЭС и еще некоторых статей

Примечания по отсылочным нормам ст. 38 п. 6 ТК ЕАЭС

Абз. 1. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в соответствии со статьей 56* и пунктом 5 статьи 72, пунктом 11 статьи 137, пунктом 12 статьи 198 настоящего Кодекса, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, определяемых Комиссией.

*Ст. 56 – Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, срок их уплаты и особенности исчисления

*п. 16 ст. 120 – декларация на товары в отношении товаров, выпуск которых произведен в соответствии с настоящей статьей, должна быть подана лицом, подавшим заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, либо в срок, определенный пунктом 4 статьи 441* Кодекса.

*п. 4 ст. 441 – Декларация на товары в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, должна быть подана уполномоченным экономическим оператором, которым было подано заявление о выпуске товаров, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров.

п. 5 ст. 72 – речь идет об обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза. Т.е. когда эта обязанность возникает, прекращается и, что подлежит исполнению в порядке, установленном ст. 56* ТК ЕАЭС;

п. 11 ст. 137 – если в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, декларация на товары не подана до истечения срока, указанного в пункте 16 статьи 120* ТК ЕАЭС, а в отношении товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, – до истечения срока, указанного в пункте 4 статьи 441* ТК ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению. Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается последний день срока, указанного в пункте 16 статьи 120* ТК ЕАЭС, а в отношении товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, – последний день срока, указанного в пункте 4 статьи 441* ТК ЕАЭС.

п. 12 ст. 198 – здесь говорится о товарах, помещенных под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары и в отношении которых декларация на товары не подана до истечения срока, указанного в пункте 16 статьи 120* ТК ЕАЭС. А в отношении тех же товаров, но декларантом, которых выступает уполномоченный экономический оператор, – до истечения срока, указанного в пункте 4 статьи 441* ТК ЕАЭС. Сроком уплаты налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин для таких товаров считается последний день срока, указанного в пункте 16 статьи 120* ТК ЕАЭС, а в отношении товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, – последний день срока, указанного в пункте 4 статьи 441* ТК ЕАЭС.

Абз. 2. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 91, пункте 3 статьи 97, пункте 4 статьи 103, пункте 5 статьи 153, пункте 6 статьи 162, пункте 3 статьи 241, пункте 8 статьи 279, пункте 4 статьи 280, пункте 4 статьи 284 и пункте 3 статьи 309 настоящего Кодекса, а также обстоятельств, определенных в соответствии со статьей 254* настоящего Кодекса Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с настоящей главой и положениями указанных статей.

*ст. 254 – Условия помещения под специальную таможенную процедуру и порядок применения специальной таможенной процедуры в зависимости от категорий товаров, в отношении которых она применяется

Далее определены обстоятельства, при наступлении которых, таможенная стоимость товаров также определяется в соответствии с гл. 5 ТК ЕАЭС:

п. 4 ст. 91

а) недоставка товаров в место прибытия;

б) утрата товаров в месте прибытия, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты вследствие естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

в) при вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории Союза без помещения их на временное хранение или без выпуска товаров таможенным органом в месте прибытия.

п. 3 ст. 97 – утраты иностранных товаров при убытии с таможенной территории Союза до фактического пересечения таможенной границы Союза, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

п. 4 ст. 103 

1. для перевозчика или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, которые представили документы для помещения товаров на временное хранение:

в случае утраты товаров, помещенных на временное хранение, до размещения их на складе временного хранения или принятия их иным лицом на временное хранение в месте, не являющемся складом временного хранения, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

в случае передачи товаров, помещенных на временное хранение, получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа до размещения их на складе временного хранения либо принятия их иным лицом на временное хранение в месте, не являющемся складом временного хранения;

2. для лица, осуществляющего временное хранение товаров в месте, не являющемся складом временного хранения:

в случае утраты товаров, помещенных на временное хранение, до размещения их в месте, не являющемся складом временного хранения, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

в случае передачи товаров, помещенных на временное хранение, получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа

до размещения их в месте, не являющемся складом временного хранения;

3. для владельца склада временного хранения либо лица, осуществляющего временное хранение товаров в месте, не являющемся складом временного хранения:

в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения или в месте, не являющемся складом временного хранения, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

в случае передачи товаров, хранящихся на складе временного хранения или в месте, не являющемся складом временного хранения, получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа;

в случае использования товаров, хранящихся на складе получателя товаров, не в целях временного хранения.

п. 5 ст. 153 – если товары не доставлены в место доставки товаров в установленный таможенным органом срок таможенного транзита и действие таможенной процедуры не завершено, а также, если товары доставлены в таможенный орган, отличный от таможенного органа назначения.

п. 6 ст. 162 – при наступлении следующих обстоятельств:

1. у декларанта:

в случае утраты товаров до размещения их на таможенном складе, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, – день такой утраты, а если этот день не установлен;

в случае утраты или передачи товаров иному лицу до завершения действия таможенной процедуры таможенного склада, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

в случае вывоза товаров за пределы места хранения, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе в соответствие с пунктом 4 статьи 155 настоящего Кодекса;

2. у владельца таможенного склада:

в случае утраты товаров, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях хранения;

в случае выдачи товаров с таможенного склада без представления ему документов, подтверждающих завершение действия таможенной процедуры таможенного склада.

п. 3 ст. 241 – в случае невывоза с таможенной территории Союза иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, до истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 240 ТК ЕАЭС (4 месяца со дня, следующего за днем помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта).

*п. 5 – 7 ст. 275

П. 5. Временно ввезенные железнодорожные транспортные средства международной перевозки и (или) перевозимые на железнодорожных транспортных средствах контейнеры могут использоваться для внутренней перевозки, если такая перевозка осуществляется:

1) после завершения международной перевозки, для выполнения которой железнодорожное транспортное средство международной перевозки и (или) перевозимые на железнодорожных транспортных средствах контейнеры были ввезены на таможенную территорию Союза;

2) при следовании порожнего железнодорожного транспортного средства международной перевозки и (или) перевозимых на железнодорожных транспортных средствах контейнеров по таможенной территории Союза для начала международной перевозки, для выполнения которой железнодорожное транспортное средство международной перевозки и (или) перевозимые на железнодорожных транспортных средствах контейнеры были ввезены на таможенную территорию Союза;

3) при следовании порожнего железнодорожного транспортного средства международной перевозки и (или) перевозимых на железнодорожных транспортных средствах контейнеров через таможенную территорию Союза.

П. 6. Законодательством государства-члена могут устанавливаться ограничения относительно количества раз использования железнодорожных транспортных средств международной перевозки и (или) перевозимых на железнодорожных транспортных средствах контейнеров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, для внутренней перевозки по территории такого государства-члена.

П. 7. Являющиеся транспортными средствами международной перевозки временно ввезенные автомобильные транспортные средства, прицепы, полуприцепы и (или) перевозимые на них контейнеры, могут использоваться для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена, в следующих случаях:

1) такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;

2) такая перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государства-члены, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции.

*п. 8 ст. 275 – Временно ввозимые автомобильные и железнодорожные транспортные средства международной перевозки, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа, в рамках установленного маршрута могут останавливаться на таможенной территории Союза для посадки (высадки) пассажиров и погрузки (выгрузки) багажа в остановочных пунктах по маршруту следования международной перевозки, если иное не установлено международными договорами государств-членов с третьей стороной, международными договорами между государствами-членами и (или) законодательством государств-членов.

п. 8 ст. 279 – в случае совершения действий, указанных в пункте 4 статьи 275

ТК ЕАЭС (1. использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5 – 7 ст. 275*; передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду), за исключением:

их передачи для технического обслуживания, ремонта и (или) хранения;

2. их передачи в целях завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории Союза транспортного средства международной перевозки; передачи временно ввезенного железнодорожного транспортного средства международной перевозки и (или) перевозимых на железнодорожных транспортных средствах контейнеров в случаях, предусмотренных пунктом 8 ст. 275*);

б) в случае утраты временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, за исключением их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.  

п. 4 ст. 280

1) в случае утраты временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами Союза;

2) в случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные транспортные средства международной перевозки, являющиеся товарами Союза, без помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру экспорта.

п. 4 ст. 284

1) в случае утраты иностранных товаров, декларируемых (выпущенных) в качестве припасов, за исключением их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо безвозвратной утраты в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

2) в случае использования иностранных товаров на таможенной территории Союза в целях, не предусмотренных главой 39 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза припасов».

п. 3 ст. 309 – в случае, если товары Союза, перевозимые (транспортируемые) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита и вывезенные с таможенной территории Союза, не ввезены на таможенную территорию Союза.

Используя приведенную таблицу, вы можете определить каким образом, когда и при каких обстоятельствах необходимо определять таможенную стоимость товаров при возникновении обязанностей по уплате: таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. В ТК ТС этого всего не было, да и, к слову сказать, в Соглашении таких положений нет. А в новом кодексе каждый случай разобран отдельно, да еще сказано, что стоимость будет определяться с учетом особенностей, устанавливаемых Комиссией, сами особенности в ТК ЕАЭС, соответственно, не даны.

Седьмым пунктом определено, что когда товары, помещенные под одну из таможенных процедур, помещаются под иную, либо такую же таможенную процедуру, то таможенная стоимость этих товаров будет той же, что при их первом помещении под таможенную процедуру. А если, таможенная стоимость на эти товары изменялась – то измененная таможенная стоимость. Понятие «корректировка таможенной стоимости» отсутствует, теперь это называется «изменения в части, касающейся сведений о таможенной стоимости товаров» или «поправка». Зато термин «корректировка» применяется в связи с изменением или дополнением сведений, заявленных в таможенной декларации. В ТК ЕАЭС это называется: «корректировка декларации на товары» (п. 4 и 5, ст.112 ТК ЕАЭС).

В пункте 8 ст. 38 говорится о валюте таможенной стоимости: «Таможенная стоимость товаров определяется в валюте того государства-члена, в котором в соответствии со статьями 61 1 и 74 2 настоящего Кодекса подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины». Положение п. 8 ст. 38 ТК ЕАЭС в настоящее время регламентируется Решением Коллегии ЕЭК от 26.04.2012 № 39 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения деклараций на товары, утвержденную Решением КТС от 20.05.2010 № 257», статьей 78 ТК ТС «Перерасчет иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов» и Решение КТС от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Пункт 9 ст. 38 говорит о том, что определение таможенной стоимости товаров не может быть основано на использовании фиктивной либо произвольно выбранной таможенной стоимости товаров. Указанный пункт дословно повторяет пункт 2 статьи 2 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

Пункт 10 также полностью взят уже из п. 3 ст. 2 Соглашения, в нем говорится, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться информации:

  • достоверной;
  • количественно определяемой;
  • документально подтвержденной.

В ТК ТС это положение регламентировано пунктом 4 статьи 65.

Продолжение п. 3 ст. 2 Соглашения от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу», нашло свое отражение в п. 11 ст. 38 ТК ЕАЭС: «Процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов».

Пункт 12 ст. 38 дублирует четвертый пункт статьи 2 Соглашения, а в 13 немного переработанный текст п. 5 ст. 2 Соглашения: «Положения настоящей главы не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров».

Пункт 14 статьи 38

По ТК ТС

По ТК ЕАЭС

таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (п. 3 ст. 64).

ТК ЕАЭС (п. 14 ст. 38) оставляет право определения таможенной стоимости только за декларантом, за исключением случаев 3, когда исчисление таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется таможенным органом, т.к. в этих случаях таможенная стоимость определяется таможенным органом.

Пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть стоимость сделки с этими товарами, т.е. определяться с использованием первого метода. А в случаях невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, определять  ее, применяя последовательно методы 2 и 3: по стоимости сделки с идентичными товарами и по стоимости сделки с однородными товарами (ст. 41, ст. 42). В таких случаях, для выбора основы для определения таможенной стоимости, декларанту предлагается обращаться в уполномоченный таможенный орган за консультацией. Далее, при невозможности использования методов 2 и 3, декларант может применять все остальные методы последовательно.

И если при таможенном декларировании товаров невозможно точно определить их таможенную стоимость (отсутствие документов, подтверждающих сведения), то допустимо отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров (п. 16 ст. 38) и заявить ее на основе имеющихся у декларанта сведений. Такая стоимость называется предварительной величиной таможенной стоимости товаров. Порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров устанавливается Евразийской экономической комиссией. Уплата дополнительно начисленных платежей, на основе установления точной величины таможенной стоимости товаров, производится не позднее срока ее заявления, пени при этом не уплачиваются.

Пункт 17 статьи 38 ТК ЕАЭС соответствует п. 3 ст.1 Соглашения от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», небольшие изменения связаны с переименованием Таможенного союза в Евразийский экономический союз.

18 пунктом определено, что положения главы 5 «Таможенная стоимость товаров» не применяются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза.

В пункте 19 статьи 38 говорится о том, что предварительные решения применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, могут приниматься, если это установлено национальным законодательством о таможенном регулировании государств – членов Союза.

Методы определения таможенной стоимости товаров

Разберем методы определения таможенной стоимости. Как вы помните, в ТК ТС описания применения методов определения таможенной стоимости – отсутствуют. На сегодняшний день методы таможенной стоимости регламентируются Соглашением от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». В ТК ЕАЭС названия и  количество используемых методов остались прежними, но изменения коснулись каждого метода.

Метод 1 «Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами» (ст. 39 ТК ЕАЭС).

Здесь следует обратить внимание на следующие изменения (на соответствие с ст. 4 Соглашения):

Появился пункт о невозможности применения метода 1(п. 2 ст. 39): «В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется».

Все условия применения метода остались прежними:

отсутствие ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;

независимость цены товаров от условий и обязательств, влияние которых не может быть определено количественно;

никакие доходы с выручки от последующей продажи товаров покупателем не причитаются продавцу;

взаимосвязь либо ее отсутствие между продавцом и покупателем не могут повлиять на фактически уплаченную цену за товар.

При обнаружении признаков взаимосвязи между покупателем и продавцом, повлиявшим на фактически уплаченную или подлежащую уплате цену за товар, таможенный орган может сообщить декларанту об этом и в электронной форме.

Теперь, в отношениях по определению таможенной стоимости товаров участвуют только две стороны: таможенный орган и декларант, упоминание о таможенном представителе удалено. К слову сказать, определение понятия декларант закреплено ст. 83 ТК ЕАЭС, его смысл остался прежним, хотя и претерпел некоторые изменения. Подробный разбор определения проведем при анализе раздела III ТК ЕАЭС «Таможенные операции и лица, их совершающие».

Термин «дополнительная проверка» (п. 4 ст. 4 Соглашения) заменен на термин «таможенный контроль, в том числе анализ сопутствующих продаже обстоятельств».

Статья 40 ТК ЕАЭС «Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» тоже имеет незначительные изменения  в сравнении со статьей 5 Соглашения « Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». В указанной статье тоже больше не используется термин «таможенный представитель», удален и термин «лицо, декларирующее товары», снова только две стороны – декларант и таможенный орган. Само восприятие отдельных положений статьи затруднено в связи с использованием термина «ввозимые товары» взамен термину «оцениваемые товары», при этом, термин не удален полностью из статей главы 5 ТК ЕАЭС.

Метод 2 «Метод по стоимости сделки с идентичными товарами» (ст. 41 ТК ЕАЭС).

Здесь, в сравнении со статьей 6 Соглашения только термин «корректировка» заменен на термин «поправка».

Метод 3 «Метод по стоимости сделки с однородными товарами» (ст. 42 ТК ЕАЭС).

В третьем методе, теперь отсутствует очередность определения таможенной стоимости в случае «отсутствия продаж на том же коммерческом уровне». Фраза из ст. 7 Соглашения «такая корректировка проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность корректировки…», в ст. 42 ТК ЕАЭС заменена на фразу «указанная поправка осуществляется на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки…».

Метод 4 «Метод вычитания» (ст.43 ТК ЕАЭС):

Содержание статьи соответствует статье 8 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». Внесены небольшие изменения во второй абзац пункта 7 – отсутствует фраза: «для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза. И предусмотрено информирование декларанта в электронной и письменной форме об источниках сведений для определения таможенной стоимости и о произведенных на их основе расчетах в п. 9.

Статья 44. Метод сложения (метод 5):

В первом пункте статьи появилось новое выражение: страна, в которой товары были проданы для вывоза на таможенную территорию Союза. Ранее в Соглашении, это называлось страной экспорта.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров с применением метода сложения таможенным органом, он обязан уведомить декларанта об источниках сведений и произведенных на их основе расчетах.

В остальном содержании статьи 44 ТК ЕАЭС соответствует положениям статьи 9 Соглашения от 25.08.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза».

Метод 6 «Резервный метод» (ст. 45 ТК ЕАЭС):

В методе 6 в сравнении с Соглашением изменений также немного, как и в предыдущих статьях, они представлены в таблице:

Положения ст. 45 ТК ЕАЭС

Положения Соглашения

П. 3 ст. 45. В случае наличия возможности применения нескольких методов определения таможенной стоимости товаров в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи необходимо придерживаться последовательности их применения.

Положение отсутствует

Положение выделено в отдельный 6-ой пункт. В случае если таможенный орган определяет таможенную стоимость ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у него сведений, он информирует в электронной или письменной форме декларанта об источниках таких сведений, а также о произведенных на их основе расчетах.

В случае если настоящая статья применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а так же подробный расчет, приведенный на их основе.

Таможенная территория Союза

Таможенная территория Таможенного союза

Цены на внутреннем рынке Союза на товары, произведенные на таможенной территории Союза

Цены на товары на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на таможенной территории Таможенного союза

Статьи о декларировании таможенной стоимости в ТК ЕАЭС нет вообще, равно, как и самого понятия. В статье 105 «Таможенная декларация» есть только упоминание о декларации таможенной стоимости. Статьи 67 ТК ТС «Решение в отношении таможенной стоимости товаров», 68 «Корректировка таможенной стоимости товаров» и 69 «Проведение дополнительной проверки» исчезли. Но некоторые положения этих статей нашли свое отражение в статьях ТК ЕАЭС 326 «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, и в иных случаях» и 340 «Запрос, требование и получение таможенными органами документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля». Статья 66 ТК ТС «Контроль таможенной стоимости товаров», в ТК ЕАЭС называется «Особенности таможенного контроля таможенной стоимости товаров» и отнесена к разделу «Проведение таможенного контроля», положения этого раздела в дальнейшем стоит рассмотреть отдельно.

Подводя итог проведенного нами сравнения двух кодексов, можно смело утверждать, что главу 5 ТК ЕАЭС, по сути, мы сравнивали с Межправительственным Соглашением от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза». Но, следует заметить, что изменения в ТК ЕАЭС значительные. Вы сможете разобраться в них, читая наши публикации.

 


1 Ст. 61 ТК ЕАЭС « Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов»

2 Ст. 74 ТК ЕАЭС «Сроки и порядок уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»

3 П. 2 ст. 52 – Таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом:

1) по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов;

2) при исчислении таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса;

3) при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 91, пункте 3 статьи 97, пункте 4 статьи 103, пункте 5 статьи 153, пункте 6 статьи 162, пункте 3 статьи 241, пункте 8 статьи 279, пункте 4 статьи 280, пункте 4 статьи 284, пункте 4 статьи 288, пунктах 3 и 8 статьи 295 и пункте 3 статьи 309 настоящего Кодекса, а также в случаях, когда в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, в срок, установленный настоящим Кодексом, не подана декларация на товары;

4) при несовершении декларантом действий, указанных в пункте 9 статьи 117 настоящего Кодекса;

5) при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 208 настоящего Кодекса, в случаях, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, подлежит исполнению лицами, указанными в пункте 3 статьи 208 настоящего Кодекса;

6) при исчислении таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 9 статьи 208 и пунктом 6 статьи 216 настоящего Кодекса;

7) при наступлении обстоятельств, определенных в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению;

8) по результатам проведения таможенного контроля в случаях, указанных в пункте 1 статьи 315 настоящего Кодекса;

9) по результатам проведения таможенного контроля в случаях, предусмотренных пунктами 17 и 18 статьи 325 настоящего Кодекса;

10) при наступлении предусмотренных в соответствии с настоящим Кодексом обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению, в отношении товаров, таможенное декларирование которых при их помещении под таможенную процедуру осуществлялось с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов;

11) в иных случаях, когда таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Кодексом подлежат уплате в связи с обстоятельствами, наступившими после выпуска товаров, и в отношении товаров таможенные пошлины, налоги не были исчислены плательщиком.

И п. 3 ст. 71 - Исчисление и уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляются в порядке, установленном настоящим Кодексом для исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой и Договором о Союзе.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 7484
  • Комментарии 3
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Полезная статья не только для практиков, но и для теоретиков таможенного дела. Проблемой ,преследующей ВЭД с 1991 г. является проблема манипуляций декларантов с таможенной стоимостью, естественно для ей занижения. Современная редакция Кодекса учитывает проблемные вопросы предыдущих редакций, по сути гармонизирует их применение, дифференцировано детализируя.
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
10:25 28.04.2017
Своевременная статья,помогающая студентам и всем заинтересованным лицам в отслеживании изменений таможенного законодательства.
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Актуальность сравнительного анализа по вопросам таможенного законодательства состоит в четкости и ясности приведения формулировок, позволяющих подрастающим таможенникам на примере своих наставников внедрять и применять новеллы законодательства.
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha