Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Мнение эксперта

Концепция развития таможенной службы до 2020 г.: основные направления, цели и задачи

Концепция развития таможенной службы до 2020 г.: основные направления, цели и задачи
Владимир Иванович Булавин, Руководитель Федеральной таможенной службы
27 марта 2018 г.

Стенограмма выступления В. И. Булавина на XIV Ежегодной конференции АЕБ «Таможня и Бизнес – 10 шагов навстречу».

Свое выступление хотел бы начать с нескольких слов о том, что из себя представляет ФТС России на сегодняшний день. Это 8 региональных таможенных управлений, которые находятся в федеральных округах РФ; 85 таможен; 537 таможенных постов; 262 международных пунктов пропуска (78 автомобильных, 41 железнодорожных, 55 морских, 80 авиационных, 2 речных, 6 смешанных). Общая численность должностных лиц Федеральной таможенной службы на сегодняшний день составляет 61 тысячу человек. Объем декларирования из года в год меняется, но при этом остается на уровне 4 – 4,5 миллионов деклараций. В федеральный бюджет по итогам 2017 года Федеральной таможенной службой перечислено свыше 4,5 триллиона рублей. Это порядка 40% федерального бюджета. Европейский союз долгое время остается крупнейшим экономическим партнером РФ, даже несмотря на уменьшение доли в общем российском товарообороте в последние годы. В таблице можно увидеть динамику изменения стоимостных объемов товарооборота между Россией и отдельными странами ЕС (в млрд долларов США):

Германия 70,1 45,8 40,7 87
Нидерланды 73,2 43,9 32,3 39,5
Италия 48,5 30,6 19,8 24
Польша 23 18,8 13,1 16,5
  2014 2015 2016 2017

Динамика снижения доли Евросоюза во внешнеторговом обороте РФ

48,2% 44,8% 42,8% 42,2%
2014 2015 2016 2017

Тем не менее, мы оптимистично смотрим на перспективы расширения товарооборота. Основанием для этого является наметившийся в 2017 году рост стоимостных объемов между Россией и рядом европейских стран. Со своей стороны, ФТС России принимает последовательные меры по облегчению ведения бизнеса в РФ. В этом мы опираемся на тесное сотрудничество и взаимодействие с нашими коллегами из таможенных администраций многих европейских стран. Весьма перспективным нам представляется проект «Зеленый коридор». Он предусматривает ускорение таможенных операций для добросовестных участников ВЭД, благодаря получению предварительной информации о товарах от наших европейских коллег. Такой проект с 2016 года нами реализуется с итальянскими партнерами. В 2018 году мы предполагаем запустить этот проект с таможней Финляндии. Активно работаем в этом направлении и с нашими партнерами в Нидерландах. 

Информационный обмен между Федеральной таможенной службой и иностранными таможенными службами осуществляется в рамках 35 соглашений. Предметом информационного взаимодействия с иностранными таможенными службами является запрещенные или ограниченные обороты товаров. Важным инструментом нашего сотрудничества является представительство ФТС России за рубежом. Мы имеем свои представительства в 20 государствах мира, в том числе и в Европе (в Бельгии, Германии, Италии, Латвии и в Финляндии). 

С января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Он основывается на рядовых мировых практиках в области таможенного администрирования.

Новшества Таможенного кодекса Евразийского экономического союза:

  • приоритет электронного декларирования;
  • отмена необходимости подачи документов вместе с таможенной декларацией;
  • авторегистрация и автовыпуск ДТ;
  • сокращение сроков выпуска до 4 часов;
  • использование механизма «единого окна»;
  • предварительная информация о прибытии товаров в виде электронного документа;
  • новая концепция института Уполномоченного экономического оператора. 

В прошлом году Федеральная таможенная служба в тесном взаимодействии с бизнесом приступила к проведению существенных преобразований. Благодаря им, таможня должна обеспечивать соблюдение законодательства и сделать таможенное администрирование комфортным и удобным для бизнеса. План этих преобразований конкретизирован в Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года. Основным девизом программы является: простота, удобство, эффективность и безопасность. 

Принципы Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года

Простота Эффективность Удобство Безопасность
Ускорение таможенных операций Единый механизм администрирования платежей Электронный транзит Совершенствование правоохранительной деятельности
Концентрация декларационного массива в ЦЭД Результат таможенного контроля Авторегистрация деклараций Прослеживаемость движения товаров
Развитие «личного кабинета участника ВЭД» Выполнение контрольного задания по перечислению платежей Автовыпуск товаров Развитие системы профилактики правонарушений
Внедрение единого окна   Автоматизация процессов выявления рисков  
Система межведомственного электронного взаимодействия      

Таможенная сфера будет простой и удобной для бизнеса, а также эффективной и безопасной для государства. Для бизнеса это означает возможность максимально упростить свои взаимоотношения с таможней за счет их перевода в цифровой формат (оптимизация работ по декларированию товаров, использование интернет-ресурсов ФТС и других федеральных органов исполнительной власти). В свою очередь таможня получает возможность повысить эффективность своей деятельности в плане собираемости платежей в федеральный бюджет, а также контроля за перемещением товарных партий, начиная с пересечения границы и до выпуска через контрольную кассовую технику из торгующих организаций. Это открывает новые возможности нашего взаимодействия с Федеральной налоговой службой, применительно к облегчению ведения в целом внешнеэкономической деятельности. 

В рамках нашей программы определены 18 основных направлений развития таможенной службы. ФТС России должна стать сервисной службой для оказания услуг тем, кто занимается ВЭД. Приоритет отдан упрощению таможенных операций и процедур. Взаимодействие между таможней и бизнесом переводится исключительно в электронный формат. Мы делаем акцент на контроле за рисковыми поставками и формировании единого механизма таможенного и налогового администрирования. В качестве ориентиров развития таможенной службы определен 41 целевой показатель. Все показатели разделены на две большие группы: ключевые (их 10) и мониторинговые (их 31). Мониторинговые показатели носят «обеспечивающий» характер по отношению к ключевым. Ключевые показатели, характеризующие главный приоритет таможенной службы, мы назвали, как «10 шагов навстречу бизнесу». 

Переход на работу в формате информационных технологий, технологических решений ведет к прозрачности действий таможенников, их предсказуемости, обоснованности принимаемых ими решений. Тем самым минимизируется человеческий фактор при взаимодействии таможни и участника ВЭД. Все эти шаги, которые мы делаем навстречу бизнесу, должны подкрепляться (и уже подкрепляются) ответственными действиями со стороны деловых кругов, в том числе присоединением к Хартии добросовестных участников ВЭД. Кто был на нашей последней таможенной выставке в октябре 2017 года, имел возможность присутствовать при подписании Хартии четырьмя основными нашими бизнес-объединениями (Деловая Россия, Опора России, ТПП, РСПП). Только так, двигаясь в одной шкале координат, навстречу друг другу мы, таможня и бизнес, можем сформировать благоприятную среду для ведения ВЭД. При этом на долю ФТС России выпадает задача по технической поддержке функционирования данных союза.

В своей практической деятельности Федеральная таможенная служба целенаправленно и системно идет на расширение «зеленого сектора» бизнеса (или сектора с минимальным риском). Следует отметить, что в настоящее время участниками «зеленого сектора» декларируется 65% всех деклараций, оформляемых таможенной службой в течение года. В федеральный бюджет перечисляется 83% платежей. Я считаю, что это наше с вами достижение. Причем, за последние полтора года «зеленый сектор» мы увеличивали практически в 3,5 раза. В наших планах намечены дальнейшие шаги по расширению сектора участников ВЭД с минимальными рисками. 

На фоне ежегодного увеличения общего количества подаваемых деклараций на товары, таможня идет по пути уменьшения административной нагрузки на бизнес. Снижается доля деклараций, по которым проводится таможенный контроль. В этом году на фактический таможенный контроль выставлялось всего лишь 0,86% от всех товарных партий, которые заявлялись участниками «зеленым сектором», и почти 3,5% для всех остальных. 

Категорирование участников ВЭД, применяемое таможенными органами, меняет общую картину подаваемых деклараций на товары. При уменьшении количества деклараций, которые подаются участниками ВЭД высокого и среднего уровня риска, количество деклараций, подаваемых организациями низкого уровня риска, увеличивается. Мы также тщательно и ответственно подходим к вопросу выбора мер по минимизации риска в нарушении таможенного законодательства, используя субъектно-ориентированную модель системы управления рисками. На примере итогов прошлого года видно, что основная тяжесть контрольных мер ложится на организации высокого уровня риска при обеспечении щадящего режима для компаний низкого уровня риска. ФТС России рассчитывает на то, что участники ВЭД ответственно отнесутся к принимаемым нами мерам и ответят реальными действиями по очищению рынка от нечистоплотных игроков, которые игнорируют требования законодательства. 

Пока же анализ правоохранительной практики наших таможенных органов за последние годы показывает, что значительное число предпринимателей по-прежнему стремится обойти закон и получить незаконные преимущества. Количество возбуждаемых уголовных дел практически остается на одном уровне, а количество возбужденных административных дел в 2017 году существенным образом выросло по сравнению с 2016 годом. Вообще, надо сказать, что 62 тысячи – это только то, что касается участников ВЭД. Если к этому еще добавить физических лиц, то у нас на протяжении последних трех лет количество возбуждаемых административных дел находится на уровне 120 тысяч. Говорю об этом с сожалением и считаю, что это достаточно много. Наше движение «навстречу друг другу с бизнесом» должно в этом плане иметь заметный и ощутимый профилактический эффект. Считаю, что тут нам предстоит еще значительно поработать. 

В основе реализации нашей Комплексной программы положена автоматизация совершения таможенных операций. Мы поставили перед собой достаточно амбициозные задачи, и доля автоматически зарегистрированных деклараций на товары к 2020 году должна достигнуть 99%. Доля автоматически выпущенных деклараций в отношении участников низкого уровня рисков должна достигнуть 80%. Если к этому добавить, что по нашим планам доля деклараций, которые подаются участниками ВЭД, отнесенных к «зеленому сектору», также к 2020 году должна достигнуть 80%, то таким образом в 2020 году мы будем в автоматическом режиме выпускать 64% деклараций от всего декларационного массива. Считаю, что если мы вместе с вами всего этого добьемся, то это будет прорыв в наших отношениях. 

Доля автоматически зарегистрированных деклараций на товары

  2015 2016 2017 2018 2019 2020
Экспорт 28% 36% 55% 60% 70% 99%
Импорт   1,6% 11% 30% 60% 99%

Доля автоматически выпущенных деклараций на товары в отношении участников ВЭД низкого уровня риска

  2015 2016 2017 2018 2019 2020
Экспорт 5% 20% 28% 40% 60% 80%
Импорт     7,3% 25% 50% 80%

Ключевой момент нашей Комплексной программы – это существенное реформирование самой процедуры таможенного администрирования. Речь идет прежде всего о создании электронных таможен. Наши подходы одобрены Правительством РФ, Президентом страны и Министерством финансов. В 2020 году планируем создать 8 электронных таможен и 8 специализированных центров электронного декларирования. Важно отметить, что все они будут размещаться на государственных площадях. Для сравнения нужно сказать, что в настоящее время у нас существует 672 места декларирования. Создание электронных таможен и центров электронного декларирования, позволит нам разделить фактический и документальный контроль. Все это скажется на снижении коррупционных рисков и позволит создать барьер для недобросовестной конкуренции в бизнесе. При этом существенным образом возрастает требование к нашим информационным ресурсам и системе обеспечения информационной безопасности в таможенных органах. Мы считаем, что поставленные задачи в области реформирования таможенного администрирования, нам по плечу. Существующие сейчас ИТ-программы и ресурсы, находящиеся в распоряжении ФТС России, наших коллег из российский органов власти, наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу и возможности участников ВЭД, позволяют осуществлять информационное взаимодействие и обеспечивают единый на пространстве ЕАЭС процесс таможенного управления. 

В настоящее время ФТС России располагает 67 базами данных, 81 программными средствами, 2000 каналами передачи данных. Ежедневно мы формируем 30 млн сообщений. ФТС России, когда-то стоявшая у истоков возникновения и установления системы межведомственного электронного взаимодействия, продолжает оставаться одним из лидеров развития нашего управления. Мы действуем на основе 64 технологических карт и взаимодействуем с 32 федеральными органами исполнительной власти, а также ТПП, ГЛОНАСС, АО «Электронный паспорт». Доступность нашего таможенного сервиса в указанной системе составляет практически 100%. При этом нужно сказать, что мы сами ежесуточно формируем порядка 60-70 тысяч запросов к электронным ресурсам других ведомств.

ФТС России создан и действует электронный личный кабинет участников ВЭД, который активно насыщается информационным сервисом. В настоящее время насчитывается 28 сервисов, обеспечивающих электронный формат взаимодействия ФТС России и бизнеса. 

Все шаги, которые предпринимает ФТС России – это результат глубокого предварительного анализа деятельности таможенных органов, происходящих бизнес-процессов и прогнозирование ожидаемых итогов. Они подкреплены реальными техническими и кадровыми возможностями, детально обсуждены с деловыми кругами и нацелены на результаты, которые ждут от нас государство и бизнес. 
 

 

Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!

Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.