Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Мнение эксперта

ФТС отвечает на вопросы: нетарифное регулирование, оформление образцов для сертификации, классификационные решения

Специалисты ФТС ответили на вопросы представителей деловых кругов, заданные в ходе публичных слушаний в ДВТУ.
31 января 2019 г.

Хотелось бы узнать о наличии в законодательстве нормы, позволяющей избежать мер нетарифного регулирования при ввозе и вывозе образцов при соответствующем декларировании по ДТ.

В торговле с третьими странами Евразийским экономическим союзом (далее – ЕАЭС) применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:

  1. запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  2. количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  3. исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  4. автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  5. разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров (статья 46 Договора о ЕАЭС, подписанного в г. Астане 29.05.2014)

Правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение от применения мер нетарифного регулирования при ввозе/вывозе проб и образцов.

 

Таможенное оформление образцов для целей дальнейшей сертификации.

В соответствии с правом ЕАЭС все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию. При помещении продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ввозимой в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, представление таможенных органам документов о соответствии, то есть сертификатов соответствия и деклараций о соответствии не требуется.

Вместе с тем в таможенный орган должны быть представлены копия договора с аккредитованным органом по сертификации (испытательной лабораторией) и копия письма с аккредитованным органом по сертификации (испытательной лабораторией), в которых указано количество товара, необходимое для проведения исследований и испытаний (подпункт «а» пункта 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294).

Таким образом, декларант при ввозе проб и образцов продукции должен предоставить таможенному органу декларацию на товары с одновременным представлением вышеназванных документов (копии договора с органом по сертификации и копии письма органа по сертификации) и указать в графе 37 декларации на товары код особенностей перемещения таких товаров в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года №378 (код «061»).

 

Порядок получения предварительного решения о классификации товара.

Порядок принятия предварительного решения о классификации товара определен:

  • статьями 23 - 27 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;
  • статьей 18 Федерального закона №289-ФЗ от 3 августа 2018 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Приказом ФТС России № 760 от 18 апреля 2012 года «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза».

При подготовке заявления рекомендуем руководствоваться методическими рекомендациями по подготовке заявления о принятии предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, размещенными на официальном интернет-сайте ФТС России в разделе «Сайт для участников внешнеэкономической деятельности», на официальном сайте ДВТУ в разделе «Информация для участников ВЭД». В настоящее время за слугу уплачивается государственная пошлина в размере 5 000 рублей.(подпункт 135 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

 

Когда планируется и планируется ли вообще наделение ДВТУ полномочиями на выдачу классификационного решения по товарам 84-б группы (заводы и оборудования, поставляемые в разобранном виде и разными партиями).

В настоящий момент вопрос о наделении региональных таможенных управлений компетенцией по принятию решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени, ФТС России не рассматривается.

 

Порядок досудебного обжалования.

Порядок досудебного обжалования регламентирован положениями главы 51 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основные положения главы 51 указанного Федерального закона кратко приведены в Памятке для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, см. ниже в приложении.

 

Практика административных правонарушений, а именно, сколько решений было оспорено участниками в суде.

В случае применения к предметам административного правонарушения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении товары приобретают статус находящихся на ответственном хранении, следовательно, все суммы, израсходованные на их демонтаж, хранение и перевозку оцениваются в качестве издержек в соответствии со статьёй 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За 9 месяцев 2018 года к таможенным органам Дальневосточного региона в суды предъявлено 281 заявление об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, что больше аналогичного периода прошлого года на 14,2% (246 заявлений). Всего в производстве таможенных органов с учетом дел, перешедших с прошлых лет, за указанный период находилось 417 дел, что больше АППГ на 8,9% (383 дела).

 

Большие сроки проверки автобусов и пассажиров, неправомерные требования представленных сведений.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России) от 24.01.2014 № 23 утверждена типовая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска (далее – Типовая схема).

На основании Типовой схемы и с учетом местных условий для каждого автомобильного пункта пропуска разрабатываются и утверждаются в установленном порядке технологические схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в автомобильном пункте пропуска координационного совета (далее – Технологическая схема).

Технологическими схемами в автомобильных пунктах пропуска установлена продолжительность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий при убытии лиц, грузов, товаров и животных с территории Российской Федерации в автобусах. Максимальная продолжительность таможенного контроля одного транспортного средства, без учета времени контроля товаров, вывозимых/ввозимых физическими лицами, составляет 20 минут.

Вместе с тем, необустроенность автомобильных пунктов пропуска и их несоответствие установленным требованиям, как для проведения таможенного контроля, так и для ожидания физическими лицами очередности оформления, является дополнительным негативным фактором, влияющим на сроки проведения таможенного контроля.

Обустройство и оснащение пунктов пропуска через государственную границу Российской не относится к компетенции таможенных органов. В соответствии с пунктом 1 Положения о Минтрансе России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №395, Минтранс России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

 

В очередной раз хочу обратить внимание на недопустимость применения практики т.н. «палочной системы» ОТД, отделами МИДК, ОСТП. Поступали многочисленные жалобы участников ВЭД на сентябрь-ноябрь - досмотры назначались по рискам, сработавшим на перевозчика с 100% досмотрами. Некоторые участники ВЭД попали несколько раз подряд под такую меру контроля, несли убытки.

В соответствии с подпунктом 41 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Статьей 310 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно пункту 1 статьи 378 ТК ЕАЭС таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.

В настоящее время идет активное преобразование имеющейся у таможенных органов информации в различные базы данных, их интеграция между собой и с базами данных других контролирующих ведомств. Всё это позволяет снижать количество профилей рисков, применение которых возможно с частичным или полным участием должностных лиц таможенных органов.

Автоматизация процесса выявления признаков нарушений таможенного законодательства позволяет существенно ускорить процесс таможенного оформления, снизить коррупционную составляющую, а также повлиять на полностью автоматическое оформление товаров – проводимое программными средствами самостоятельно при полном отсутствии вмешательства должностных лиц таможенных органов.

Второе очень важное направление развития СУР – это разработка и внедрение субъектно – ориентированного категорирования участников ВЭД, которое опирается на международный опыт, продемонстрировавший, что для принятия решения о применении форм таможенного контроля могут использоваться не только сведения о товарах, но и анализ того, каким образом конкретные организации осуществляют свою внешнеэкономическую деятельность.

В рамках данного подхода таможенные истории всех компаний анализируются по определенным критериям, которые рассчитываются автоматически с использованием информационных ресурсов единой автоматизированной системы таможенных органов, с учетом сведений поступающих от иных государственных органов.

Отнесение организаций, осуществляющих декларирование товаров, к определенным группам (категориям) с учетом уровня риска, характеризующего вероятность нарушения таможенного законодательства, в целях разделения мер таможенного контроля, как на этапе таможенного декларирования, так и после выпуска товаров, проводится путем категорирования участников ВЭД.

В настоящее время в регионе деятельности ДВТУ досматривается чуть более трёх процентов (3,3%) от общего количества декларируемых товарных партий, что целом соответствует принципам выборочности таможенного контроля.

 

Новое в 289-ФЗ «Поверка после выпуска». Какой максимальный срок для принятия решения по результатам камеральной таможенной стоимости.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) внес кардинальные изменения, касающиеся процедуры проведения таможенных проверок и принятия решений по их результатам.

1. Первая новелла – это установление срока проведения камеральной таможенной проверки, ранее ничем неограниченного. Согласно статье 228 Закона, камеральная проверка проводится в течение 90 календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. При этом в указанный срок не включается период времени, отведенный проверяемому лицу на предоставление документов по требованию, выставленному таможенным органом, также проверка может быть однократно продлена на 120 календарных дней, если требуется:

  • проведение таможенной экспертизы;
  • направление требования о предоставлении документов лицам, связанным с проверяемым лицом по сделкам (пп. 3 п. 1 ст. 335 ТК ЕАЭС);
  • направление запроса государственным органам, уполномоченным организациям, в банки;
  • направление запроса в компетентный орган другого государства;
  • направление поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы государств-членов ЕАЭС.

2. У таможенных органов и проверяемых лиц расширился круг обязанностей, связанных с проведением таможенной проверки.

Таможенному органу вменен ряд дополнительных обязанностей:

  • уведомление проверяемого лица о начале в отношении него камеральной таможенной проверки, уведомление о продлении срока камеральной проверки (ч. 3, 8 ст. 228 Закона);
  • формирование выписки из акта таможенной проверки и направление её таможенному представителю, если по результатам таможенной проверки необходимо вносить изменения в декларации на товары в связи с выявленными нарушениями и такие декларации при таможенном декларировании были поданы таможенным представителем (ч. 10 ст. 237 Закона);
  • уведомление проверяемого лица о продлении срока проведения таможенной экспертизы, назначенной в рамках проверки (п. 9. Ст. 335 Закона).

Обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки предусмотрены статьёй 336 ТК ЕАЭС.

Проверяемым лицам вменены следующие дополнительные обязанности (с учетом норм Таможенного кодекса ЕАЭС):

  • увеличение с 3-х до 5-ти лет срока хранения документов, необходимых для проведения таможенного контроля (со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем) (статья 320 ТК ЕАЭС);
  • обеспечивать проведение инвентаризации при проведении выездной таможенной проверки (пп. 6 п. 2 ст. 336 ТК ЕАЭС);
  • давать по требованию должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, письменные и устные пояснения по вопросам деятельности проверяемого лица, а также представлять справки и расчеты (пп. 8 п. 2 ст. 336 ТК ЕАЭС);
  • лица, связанные с проверяемым лицом по сделкам с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, обязаны представлять по требованию таможенного органа копии документов, информацию по операциям и расчетам, имеющим отношение к сделкам с такими товарами (п. 3 статьи 337 ТК ЕАЭС).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для проведения таможенного контроля, подлежащих хранению, перечислен в статьях 108, 320 ТК ЕАЭС, среди них:

  • документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с ТН ВЭД;
  • документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка;
  • документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот;
  • документы, подтверждающие условия использования товаров в соответствии с заявленными таможенными процедурами;
  • и другие документы.

3. Самые значительные изменения произошли в части процедуры принятия решений в области таможенного дела по результатам таможенных проверок.

Ранее, по завершении таможенной проверки одновременно с составлением акта проверки принимались решения в сфере таможенного дела.

Закон (ст. 237) дает дополнительное право проверенному лицу на предоставление письменных возражений по содержанию акта таможенной проверки. Установлен срок представления таких возражений - в течение 15 рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки. Возражения могут быть представлены по акту в целом или по его отдельным положениям. 

Возражения могут быть представлены нарочным либо направлены в таможенный орган заказным почтовым отправлением. В этот же срок проверяемое лицо может представить в таможенный орган информацию об отсутствии возражений по акту таможенной проверки.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, своевременно представленных в таможенный орган, подлежит обязательному рассмотрению, по ним составляется письменное заключение, которое не позднее 10-ти рабочих дней со дня поступления возражений вручается (направляется) проверяемому лицу. В этом случае решение (решения) в сфере таможенного дела принимаются таможенным органом после рассмотрения своевременно представленных возражений и с учетом заключения таможенного органа.

В целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, может быть назначена новая таможенная проверка.

В случае представления (направления) проверяемым лицом возражений на акт таможенной проверки по истечении установленного срока заключение по ним не составляется и такие возражения не учитываются при принятии решения (решений) по результатам таможенной проверки.

Кроме того, ст. 336 ТК ЕАЭС, ст. 235 Закона установлены следующие права проверяемого лица при проведении таможенной проверки, ранее не указанные в законодательных актах:

  • требовать от должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, предъявления решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки и служебных удостоверений (пп. 4 п. 1 ст. 336 ТК ЕАЭС);
  • присутствовать при проведении выездной таможенной проверки и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету выездной таможенной проверки (пп. 5 п. 1 ст. 336 ТК ЕАЭС);
  • с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки (п. 2 ст. 235 Закона).

 

Существует ли уведомление о начале проведения камеральной таможенной проверки?

Сроки принятия решения (решений) по результатам таможенной проверки установлены ст. 237 Закона и зависят от нескольких факторов:

  1. Проверяемым лицом в таможенный орган в срок, установленный для представления возражений, представлена информация об отсутствии возражений на акт таможенной проверки – решение принимается в течение 15 рабочих дней со дня получения данной информации (пп. 4 ч. 29 ст. 237);
  2. Истёк срок представления в таможенный орган возражений (15 рабочих дней, установленных ч. 16 ст. 237 Закона, и 6 рабочих дней, установленных ч. 24 ст. 237 Закона, т.е. всего 21 рабочий день) и возражения в таможенный орган не поступили (поступили по истечении указанного срока) – решение принимается в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока поступления возражений (пп. 1 ч. 29 ст. 237);
  3. Проверяемым лицом своевременно представлены в таможенный орган возражения на акт таможенной проверки – таможенный орган рассматривает возражения, в течение 10 рабочих дней со дня поступления возражений составляет заключение и вручает (направляет) его проверяемому лицу; решение принимается в течение 15 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому лицу заключения по возражениям на акт (пп. 3 ч. 29 ст. 237);
  4. Проверяемым лицом возражения по акту таможенной проверки представлены нарочным по истечении 15 рабочих дней со дня получения акта, но до истечения 21 рабочего дня со дня получения акта – решение принимается в течение 15 рабочих дней со дня поступления возражений на акт (пп. 2 ч. 29 ст. 237);
  5. Проверяемым лицом своевременно представлены в таможенный орган возражения на акт таможенной проверки, по результатам их рассмотрения таможенным органом принято решение о проведении таможенной проверки в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях – решение принимается в течение 15 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому лицу акта этой проверки (ч. 31 ст. 237);
  6. Проверяемое лицо зарегистрировано в личном кабинете, истек срок представления возражений через личный кабинет (15 рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки, установленных ч. 19 ст. 237) и возражения не представлены (представлены с нарушением срока) – решение принимается в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока поступления возражений через личный кабинет.

Таким образом, максимально длительный срок принятия решения по результатам таможенной проверки может составить 46 рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки проверяемым лицом (в случае поступления возражений в таможенный орган на 21 рабочий день со дня получения акта таможенной проверки, с учетом подготовки заключения в течение 10 рабочих дней и решения – в течение 15 рабочих дней).

Важные новости

  • Просмотры 1244
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!

Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.