Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Таможенное администрирование как эффективный инструмент в условиях нового законодательства

Итоги прошлого года через призму изменений в законодательстве, меры таможенного администрирования для повышения внешнего товарооборота, дальнейшая цифровизация – в выступлении Т. Н. Голендеевой на XV Ежегодной таможенной конференции. 
г.

Стенограмма выступления Т. Н. Голендеевой на XV Ежегодной таможенной конференции, проведенной Комитетом АЕБ по таможне и транспорту, 14 марта 2019 года.

«Добрый день, уважаемые дамы и господа. Мне очень приятно и почетно представлять сегодня ФТС России на XV ежегодной таможенной конференции Ассоциации Европейского ведомства. Это уже определенный юбилей, на котором мы можем подвести определенные итоги. Я думаю, что эти итоги будут самыми положительными и позитивными, так как Европейский союз являлся, является и, хочется надеяться, что будет долгие годы и десятилетия являться крупнейшим экономическим партнером России во внешней торговле. Эти слова можно подкрепить фактами. Теперь мы постоянно говорим о том, что не все просто в этом мире. Это касается и политического небосклона, и экономического небосклона, и роли и места Всемирной торговой организации, что она уже не та, какая была и не та, какой бы нам хотелось ее видеть. При этом в 2018 году объем товарооборота между РФ и ЕС увеличился по сравнению с предыдущим годом почти на 20% и составил почти 300 млрд долларов США. 

На долю Евросоюза в РФ приходится 43% всей внешней торговли России. Растущий товарооборот не должен встречать препятствий со стороны контролирующих органов. В первую очередь это касается таможенных органов. Более того, применение эффективных инструментов в таможенном администрировании должно стимулировать бизнес к участию во внешнеторговых операциях. 

Тема моего сегодняшнего выступления называется «Повышение качества таможенного администрирования в условиях нового законодательства». На предыдущей короткой встрече я говорила о том, что эти понятия можно развести. Можно иметь хорошее администрирование при слабой, несовременной и отсталой нормативной базе. Можно иметь супер современные нормативные нормы, соответствующие передовым мировым стандартам, но слабое, отсталое, информационно необеспеченное таможенное администрирование. Наша задача состоит в том, чтобы в условиях того этапа, того периода, на котором мы находимся, эти две составляющие, которые очень важны для реализации таможенного дела, были на высоком уровне. Без организации таможенного дела невозможно будет поддержать даже тот уровень товарооборота, который уже есть. Здесь речь идет о его наращивании, упрощении и ускорении процесса прохождения товаров и физических лиц через границу. Заниматься нужно и тем и другим. 

О том, что мы давно и долго взаимодействуем достаточно плотно с Европейским союзом свидетельствует то, что на сегодняшний день у нас существует со странами, входящими в Европейский союз, 35 соглашений по информационному обмену. Всего наша международная правовая договорная база включает 314 международных договоров и меморандумов, заключенных с 69 государствами. Важными инструментами сотрудничества остаются представители ФТС России в европейских странах (Бельгии, Финляндии, Италии, Латвии, Германии). Надо сказать, что на сегодняшний день наш первый заместитель Руслан Валентинович Давыдов находится в Нидерландах. В рамках уже заключенного меморандума он обсуждает конкретные технические параметры обмена в том числе и предварительной информацией. Важным потенциалом для наращивания оборота, для ускорения процесса прохождения наших границ – это совершенствование процедуры транзита товара. Вопросы по развитию транзитного потенциала Европейского региона, а также по сопряжению транзитных систем России и Евросоюза обсуждались в рамках взаимодействия с Еврокомиссией, а также на заседаниях экспертной группы на площадке Всемирной таможенной организации. Правильная и грамотная организация транзита является «кровеносной системой» перемещения товаров между странами. 

Применяемые меры позволяют повысить прозрачность схем поставок товаров, снизить объем серого импорта, а также упростить и ускорить процесс таможенного наполнения транзитных грузов между Россией, а в перспективе и с Евразийским союзом и его торговыми партнерами. 

Упрощение и ускорение таможенных процедур способствует реализации проекта «зеленого коридора». Его суть состоит в создании института предварительного информирования о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Например, в рамках проекта с таможенной службой Италии в 2018 году оформлено 135 деклараций на товары. Конечно, это мало. Это только начало. Мы надеемся на то, что эти начинания не закончатся на этапе пилотных проектов. Мы надеемся, что они будут развиваться, и, когда мы встретимся в будущем году, то количество деклараций увеличится в разы. 

Для налаживания информационного обмена, например, с таможней Финляндии прорабатываем сервис доверенной третьей стороны. Планируется, что сведения из одобренных таможней Финляндии документов будут поступать в ФТС России от участников ВЭД через информационного интегратора. Это российское юридическое лицо, имеющее необходимую аккредитацию, которое будет подтверждать неизменность передаваемых данных. Сегодня основные усилия сосредоточены на деловых кругах России и Финляндии для привлечения их участия в проекте, и его скорейшего запуска. 

Обмен предварительной информацией также позволяет повысить корректность и качество работы нашей системы управления рисками. В 2018 году в категорию низкого уровня риска было внесено более 9 тысяч организаций, на долю которых пришлось 63% всех оформленных деклараций и 82% от общей суммы уплаченных таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров. По таким затратным по времени для бизнеса процедурам, как таможенный досмотр, в 2018 году проведено всего 1,8% досмотров по всему декларационному массиву. Я думаю, что в этой части мы уже опередили таможенные органы Европейского союза. 

Доля партий товаров, перемещаемых участниками ВЭД низкого уровня риска с проведением досмотра составила всего 0,5%, доля запросов дополнительных документов и сведений составила около 3%. А вот доля по среднему и высокому уровню риска составила соответственно 3,3% и 8,1%. Уровень проверочных мероприятий зависит от того, к какой категории уровня добропорядочности отнесены участники ВЭД. Для участников ассоциации Европейского бизнеса по состоянию на 01.01.2019 отнесено к низкой категории риска 128 компаний, к средней категории риска отнесено 74 компании, к высокой категории риска отнесено 4 компании. Мы сосредотачиваем свой контроль на участниках ВЭД, характеризующимися высоким уровнем риска нарушений действующего законодательства. 

В планах есть переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий. Данный подход позволит создать равные условия для всех участников ВЭД. Отнесение товарных партий к определенной категории будет зависеть оттого, насколько объективно и справедливо заполнены все необходимые поля электронной таможенной декларации. 

Улучшение делового климата и снижение административной нагрузки на бизнес во многом зависит от развития существующей нормативной правовой базы. 

Вступил в силу новый Таможенный кодекс, вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон). Вообще, 2018 год был бурным и напряженным в части формирования нормативной базы в нашем Евразийском союзе. Думаю, вы согласитесь, что эти бурные дискуссии при разработке положений Таможенного кодекса Евразийского союза и Закона проводились еще и потому, что мы не зациклились только в рамках чиновничьего обсуждения положения этих важнейших нормативных документов, а очень плотно работали с бизнесом и постарались по всем вопросам найти компромиссные решения. 

На сегодняшний день можно сказать, что нормативная база в развитии Таможенного кодекса и Закона находится в стадии формирования. Сегодня во многом выпущены приказы, которые должны исходить от органа, который в РФ занимается формированием нормативной правовой базы (речь идет о Минфине России). Достаточно много нормативных документов должна выпустить ФТС России, реализуя свою надзорно-контрольную функцию. Тем не менее есть план, утвержденный Правительством РФ, по формированию нормативной базы. Мы этот план выполняем, мы его не срываем. Я думаю, что до конца года нормативная база в полном объеме, который регламентирует отсылочные нормы ТК ЕАЭС, Закона, который, в том числе, включает Решения ЕЭК, будет сформирована. Тут речь уже будет идти о реализации всех тех норм, всех тех новелл, всех тех передовых подходов и технологий, которые заложены и которые бизнес ожидает в реализации положений кодекса и закона. 

В первую очередь речь идет о передовых цифровых технологиях. В ТК ЕАЭС, в Законе красной чертой проходит то, что должен быть приоритет электронного декларирования и приоритет электронного документооборота. Мы все прекрасно понимаем, что так не бывает. Для того, чтобы все это реально заработало необходимо время, усилия, материальная база и программные средства. Всем этим мы сейчас и занимаемся. Мы планомерно автоматизируем процесс документооборота. 

К 1 марта 2019 года почти все юридические лица переведены на единые лицевые счета. В перспективе перевод на лицевые счета ожидают частные и индивидуальные предприниматели. Хочется надеется, что бизнес ощутит все преимущества работы через единые лицевые счета, так как им не придется иметь лицевые счета в каждом таможенном органе, с которым он взаимодействует. Особенно это касается тех, кто работает в разных регионах и осуществляет активную и интенсивную внешнюю деятельность. Будет единый лицевой счет, что, как я уже сказала, с 1 марта заработало для всех юридических лиц. 

Очень болезненный этап, который мы сейчас переживаем, это реформирование системы таможенных органов, которое наложилось на этап осмысления и работы в рамках нового законодательства. Так как формирование Таможенного кодекса - это процесс достаточно длительный, то нам это помогло провести ряд экспериментов, в том числе и технологических, которые позволили быстро организовать те преимущества и технологические решения, которые уже легализованы в Таможенном кодексе ЕАЭС. Речь идет об авторегистрации и об автоматическом выпуске. На сегодняшний день почти на всех наших оперативных совещаниях при подведении итогов мы анализируем тот уровень авторегистрации и автовыпуска, который имеет место быть в разных таможенных органах и регионах, подстегиваем их, уменьшаем количество критериев, которые не позволяют выпускать декларации в автоматическом режиме, а также смотрим и анализируем качество деклараций, подпадающих под автовыпуск. Эта тема находится под постоянным контролем. Я думаю, что количество деклараций, попадающих под авторегистрацию и автовыпуск, будет увеличиваться.

В октябре 2018 года запущены в работу в штатном режиме Приволжская, Уральская и Северо-Кавказская электронные таможни. С начала 2019 года в них автоматически зарегистрировано свыше 41 тысячи деклараций, а автоматически выпущено порядка 16 тысяч. Концентрация декларационного массива в этих электронных таможнях достигает 84% на Урале и 98% на Северном Кавказе. В 2018 году созданы ЦЭДы Владивостокской, Новосибирской, Калининградской областной, Московской областной таможен. В 2019 году открыт ЦЭД акцизной таможни. В созданных ранее ЦЭД продолжается работа по концентрации декларационного массива. 

Хочу напомнить о том, что же такое электронные таможни, и в чем состоит суть глубинного реформирования таможенных органов. Здесь можно много говорить о тех преимуществах, которые заложены в такую идеологию построения таможенного дела в России. Это разделение документального и фактического контроля. Те таможенные органы, которые существовали на момент создания электронных таможен, становятся таможнями фактического контроля. Их функционал заключается, в первую очередь, во взаимодействии с теми товарами, которые прибывают в их зону ответственности. Это закрытие процедуры доставки, это закрытие транзита, это досмотровые операции и постконтроль по всем декларациям и поставкам, которые выпускаются электронными таможнями. Процесс перехода на такой формат, на такую модель построения таможенных администрирования РФ определен соответствующими распоряжениями Правительства и Президента РФ в очень сжатые сроки. Эту работу мы начали в 2018 году, а должны закончить к концу 2020 года. На все нам отпущено 3 года. В 2020 году абсолютно все оформление в стране будет сконцентрировано в 16 центрах электронного декларирования. При этом мы считаем важным обеспечить и физический контроль в пунктах пропуска. Здесь также необходимы новые технологические решения: видеоконтроль за процедурой таможенного досмотра, видеоконтроль за территорией размещения товарных партий, внедрение системы автоматического распознавания фото и номеров машин, использование беспилотников и многое другое. Все эти новшества активно внедряются. 

Воплощение идей перевода всех процессов в электронный вид невозможно без развития ведомственной IT-инфраструктуры. С увеличением нагрузки важно обеспечить бесперебойность работы информационных систем в режиме 24/7. Для этого в распоряжении ФТС России сегодня находится 81 программное средство и 67 баз данных. К сожалению, на сегодняшний день существуют внештатные ситуации разных категорий проблемности. Уже сегодня налажен обмен данными в системе межведомственного электронного документооборота. Сегодня мы имеем доступ к ресурсам 32 ведомств. В среднем по 2018 году ежедневно в системе регистрировалось свыше 16,5 тысяч обращений к сервисам ФТС и более 45 тысяч исходящих запросов (речь идет о получении от иных органов, которые дают разрешительные документы, сертификаты и другие регистрационные документы). В единой информационной системе таможенных органов ежедневно формируется 30 млн сообщений. Действует 2 тысячи каналов передачи данных. Сверка происходит в течение одной минуты.

В этом году мы начали новый масштабный проект, который должен свести к минимуму количество внештатных ситуаций - строительство главного центра обработки данных в городе Твери. Его создание кратно увеличит возможности наших цифровых систем, выведет их на совершенно новый уровень по показателю общей скорости работы, отказоустойчивости безопасности. 

Последовательное упрощения ускорения таможенных операций – это та ценность, которую вместе с ФТС разделяют наши коллеги из европейских таможенных служб. Для реализации всех намеченных планов нам необходимо встречное движение со стороны бизнес-сообщества.

Остается неутешительной статистика дел административных правонарушений. Если в 2017 году их было порядка 119 тысяч, то 2018 году эта цифра достигла 143 тысяч. Произошел существенный рост. Для минимизации данных показателей предстоит проделать немалый объем работы. Бизнес-среда должна самоочищаться. Таможенные органы готовы этому содействовать. Любые изменения, в том числе и такие масштабные, предполагают активное участие всех заинтересованных сторон. Уже сейчас таможня в значительной степени готова технически обеспечить те преобразования, которые набирают обороты в области таможенного администрирования. IT-программы и ресурсы, находящиеся в распоряжении ФТС, наших смежников из органов власти, наших коллег по Евразийскому экономическому союзу позволяет осуществлять многовекторное информационное взаимодействие и обеспечивать единый процесс таможенного оформления. Вы знаете о том, что у нас подписана под эгидой Общественного совета Хартия о нашем взаимодействии. Это 10 шагов навстречу бизнесу, где мы идем навстречу друг другу для решения всех тех проблем, которые я обозначила в своем выступлении глобальными мазками. 

Должна сказать, что мы начинаем активную работу по новой стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Захватывает дух относительно того, какие грандиозные и прорывные идеи могут быть заложены в этой концепции. Мы вас приглашаем к активному взаимодействию в рамках выработки предложений. Несмотря на то, что мы еще не до конца освоили и не внедрили в практику все те новеллы, которые связаны с вступлением в силу ТК ЕАЭС, предложения об упрощении и совершенствовании тех или иных норм уже начали поступать. Мы говорим о том, что надо остановиться и осмыслить то, что уже наработано. Тем не менее, остановиться почти невозможно. Нам не позволяют этого сделать. Дорога вперед всегда должна быть открыта. Я уверена, что наша общая цель – современная цифровая таможня, незаметная для добросовестного бизнеса, но эффективная для государства, будет достигнута. Мы вместе в этом будем работать». 

Закончив выступление, Татьяна Николаевна ответила на вопросы участников ВЭД.

Вопрос от компании «Леруа Мерлен»: «Татьяна Николаевна, в своей речи Вы упомянули такую вещь, как намерение ФТС перейти от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий. Мне не понятен сам принцип и цель такого категорирования. Когда мы говорим о категорировании участников ВЭД, то его целью является снижение объема таможенного контроля в отношении добропорядочных граждан. Когда мы говорим о категорировании товарных партий, то из того, что Вы сказали, я увидел некое соревнование по правильности заполнения деклараций на товары. Какова цель такого категорирования?»

Т. Н. Голендеева: «Спасибо за вопрос. Это очень важная, принципиальная и стратегическая тема, так как от этого зависит концептуальное построение нашей системы управления рисками. Я бы еще хотела отметить, что наша конференция традиционно связана не только с выступлением по типу «моего и больших начальников». Я посмотрела по содержанию программы, что будет очень много специалистов, которые более детально будут рассказывать о различных направлениях таможенной деятельности, которые Вас интересуют. Будут выступления и о классификации товаров, и о товарной стоимости. Никита Андреевич расскажет о работе Минфина по нормативной базе. Выступления наших специалистов позволят погрузиться в детали организации таможенного дела. Я хочу, чтобы Вы правильно поняли тезис, который мы сейчас достаточно широко позиционируем. Я не хочу заверить Вас в том, что мы переходим от одной системы к другой. Категорирование участников ВЭД, которое аргументировано определенными нормативными документами Минфина. Очень часто от участников ВЭД мы слышим просьбу рассказать о тех критериях, которые надо выполнить, чтобы считаться законопослушными. Отчего у участников ВЭД есть такое желание? Есть понимание, что если выполнить лично озвученные критерии отнесения к законопослушному бизнесу, к участникам ВЭД с низким уровнем риска, то они выпадут из какого-либо контроля. Наша идеология состоит в том, что индульгенции, беспроверочной жизни, не будет ни у кого. На сегодняшний день существует супер упрощенная технология для уполномоченных экономических операторов, которая допускает выпуск товаров до подачи. Что еще упрощать, если есть такой выпуск? К сожалению, и среди уполномоченных экономических операторов могут быть нарушители. Поэтому индульгенции не может быть ни для кого. Какая цель категорирования товарной партии? Речь идет о том, что есть определенные параметры для товаров. Это определенный набор тех или иных рисковых ситуаций, которые возникают при формировании партии товаров. Речь идет о весе нетто, брутто, дополнительной единице, еще какой-либо таможенной стоимости и т.д. Поэтому получается, что по одним и тем же товарам у уполномоченных экономических операторов некие показатели могут быть более сомнительными, чем у тех, которые не относятся к высокому уровню добросовестности. Полагаться только на показатель участника, попавшего в категорию низкого уровня недостаточно, так как определенные параметры к определенным проблемным товарам будут анализироваться у всех. В первую очередь, это нужно заинтересованным участникам ВЭД для того, чтобы обеспечить равные конкурентные условия. Мы не отказываемся от категорирования участников ВЭД. Это будет организовано вкупе».
 


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 3994
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha