Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Мнение эксперта

Соглашение о механизме прослеживаемости товаров вступит в силу к концу 2020 года

Соглашение о механизме прослеживаемости товаров вступит в силу к концу 2020 года
Дмитрий Викторович Некрасов, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии
г.

Стенограмма выступления Д. В. Некрасова на круглом столе «Маркировка начинает и выигрывает», прошедшего в рамках Международного таможенного форума 24 октября 2019 г.

«Хочу познакомить вас с деталями Соглашения «О механизме прослеживаемости», которое создано на площадке Комиссии. Оно готовилось долго, несколько лет. Рассматривались разные варианты и механизмы. В итоге мы пришли к тому механизму, который заложен в Соглашении. Как упомянула Татьяна Николаевна, оно подписано в Астане в начале этого года и сейчас находится в странах на ратификации. Конечно же не для всех стран ратификация будет длиться 2 месяца. Думаю, что в России процесс пройдет быстрее, а у остальных чуть дольше. По моим прогнозам в конце зимы следующего года оно должно вступить в силу. 

Безусловно, сразу оно не заработает полностью. Это правильно, так как сначала нужно его отработать. Действительно, вы еще не успели «переварить» маркировку, а мы уже насаждаем следующие новеллы. Чуть позже я скажу, что на мой взгляд, помимо цели, которые государственные органы преследуют в этом Соглашении, есть такой побочный эффект, как большой потенциал для бизнеса. 

В чем же заключается прослеживаемость? Как сказали коллеги, она документальна. Мы не прослеживаем физически каждую единицу, а отслеживаем баланс товаров, которые поступили на рынок через границу, и то как они далее циркулируют на внутреннем рынке от покупателя к покупателю. Прежде всего, это не все товары. Перечень таких товаров будет утверждаться Советом Комиссии. Вопрос, связанный с наслоением маркировки и прослеживаемости будет регулироваться на уровне здравого смысла, когда одни и те же товары не должны вероятнее всего попадать в две системы прослеживаемости (поскольку есть две системы прослеживаемости: маркировка и наша система). 

Информация о товаре после выпуска. Сразу после выпуска декларации с помещением товара под выпуск для внутреннего потребления информация об этом товаре, включенном в перечень, утвержденный Советом Комиссии, сразу поступает в национальную систему прослеживаемости. Механизм прослеживаемости состоит из пяти национальных систем прослеживаемости, которые работают внутри каждой страны самостоятельно, мы не вмешиваемся в механизм их работы, в то, как они создаются, кто оператор и т.д. Это полностью национальная компетенция. Однако за счет механизма прослеживаемости мы обеспечиваем взаимодействие этих национальных систем в том случае, когда товары идут из одной страны в другую. Возвращаясь к исходной точке. Исходная точка – это выпуск товаров для внутреннего потребления. Информация из декларации в том составе, который упомянут в Соглашении, передается в национальную систему прослеживаемости. Далее при каждой операции (при дроблении партии, при передаче производству и т.д.) в национальной системе прослеживаемости отражается соответствующая информация. В том случае, когда последний покупатель продает эти товары в другую страну (например, из Беларуси в Россию), то информация по последней сделке, по последнему сопроводительному документу передается в ту страну, куда товар предназначен. Например, из Белоруссии в Россию, из России в Казахстан и т.д. В национальной системе прослеживаемости России появляется информация о товаре, который продавец продал российскому покупателю. Соответственно, российский орган информацию имеет, но только о последнем сегменте. Из всей цепочки информация автоматически передается только о последнем сегменте. В том случае, когда возникли сомнения, опасения и потребность в изучении всей цепочки поставки, российский государственный орган может обратиться в национальную систему прослеживаемости Беларуси и получить информацию вплоть до момента выпуска в свободное обращение. 

В двух словах я изложил несложный механизм. Почему я говорю, что он балансовый? По большому счету, то, что въехало в страну и то, что потом по старым счетам-фактуры распределилось и прошло через несколько цепочек перепродаж, должно сойтись. В том случае, если товар передается в розничную торговлю, прослеживаемость прекращается. Это является конечной точкой, когда товар реализуется покупателю (розничному покупателю). 

В Соглашении предусмотрено много ситуаций, когда товар появляется в результате конфискации. Много вопросов, в которые сейчас не стоит погружаться, так как они будут утрясаться через Решения Комиссии. 

Для того, чтобы система смогла работать нормально, через год после вступления в силу Соглашения, должен начаться пилотный проект по какой-то определенной категории товаров. Пока этот пилотный проект не будет признан успешным на уровне Евразийского совета, механизм не должен вводиться в постоянную эксплуатацию. Однако «пилот» может длиться бесконечно долго. Он может насыщаться новыми категориями товаров, особенностями разработки. По крайней мере, подход на данном этапе достаточно аккуратный. Я вижу в этом Соглашении плюсы для бизнеса, пусть не завтра и не послезавтра. По мере развития документальной прослеживаемости, на наш взгляд, отпадет необходимость во многих иных документах. В частности шла речь о том, чтобы упростить порядок подтверждения уплаты НДС при перемещения товаров из страны в страну, отказаться от заявления, которое предусмотрено договором. Соглашение может стать базой для перенастройки бухгалтерского и налогового учета, если покажет себя в позитиве контрольных функций. Государственные органы будут дальше проталкивать. Естественно, бизнес должен получить от этого преимущества. На мой взгляд, преимущества именно в этом. Не только в том, что вы прозрачны, но и в том, что ваша система учета, ваши подходы при учете можно облегчить за счёт системы прослеживаемости».

Анна Орлова, руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости товаров Ассоциации компаний розничной торговли: «Правильно ли я понимаю, что система охватывает только импортные товары? Наш оборот состоит из импортных товаров и товаров, произведенных на территории. Получается, что система охватывает только какую-то часть, а общую картинку не показывает, правильно?»

Д. В. Некрасов: «Правильно. Вы, наверное, прочитали Соглашение, так как я не стал об этом упоминать. К сожалению, пока Соглашение ориентировано только на импорт товаров и не учитывает аналогичные товары, которые произведены на территории той или иной страны. Это безусловно создаст определенные сложности при применении. Будет соблазн назвать импортные товары товарами, произведенными на территории Союза. На данном этапе времени важнее начать пилотный проект по определенному товару, убедиться в том, что он в целом работает нормально и не остается дырок, о которых мы говорили, когда писали это Соглашение. Был ввезен или произведен на территории Союза товар, там есть еще переработанные, которые выпадают из этой системы прослеживаемости. Это не секрет, тайну я не открываю, но на данном этапе мы видим большую ценность в начале работы по пилотному проекту».

Опубликовано: Алла Лукьянова

Важные новости

  • Просмотры 478
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.