Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Система прослеживаемости товаров: изменения налогового законодательства

Алексей Александрович Касянюк, заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России
г.

Стенограмма выступления на круглом столе «Маркировка начинает и выигрывает», прошедшего в рамках Международного таможенного форума 24 октября 2019 г.

«По теме прослеживаемости год назад мы встречались на таком же мероприятии. С точки зрения концепции, которую мы разработали вместе с таможней, мы стараемся ее придерживаться. По Соглашению «О механизме прослеживаемости» активно идет процесс ратификации. 

Интересный документ, который появился в этом году, это проект Федерального закона по внесению изменений в Налоговый кодекс, где урегулированы взаимоотношения по документальной системе прослеживаемости. Мы понимали, что Соглашение будет подписываться долго, мы не ожидали, что оно будет подписано в апреле главами стран ЕАЭС, мы не ожидали, что оно будет быстро ратифицироваться. Поэтому единственным способом быть готовыми к введению в эксплуатацию такой системы – это переложить нормативы Соглашения в Налоговый кодекс. 

По подзаконным актам предусматривается создание отдельных отчетов, внесение изменений в действующие порядки заполнения книги покупок, декларации, счета-фактуры. Эти документы у нас готовы вместе с форматами в виде проектов. Возникает казус, что отсутствие основного нормативного правового акта тормозит работу по дальнейшему утверждению наших подзаконных актов, которые, прежде всего, нужны бизнесу. Поэтому мы решили, что пойдем по проектному пути. Сейчас на сайте www.nalog.ru мы дорабатываем раздел, где будут выложены все формы и форматы документов и порядок их заполнения для предоставления в налоговые органы, чтобы все могли ознакомиться с тем, что нас теоретически ждет. Хочу предупредить, что эти проекты форм и форматов в какой-то мере будут меняться, потому что заочно мы их до сих пор обсуждаем с разработчиками бухгалтерских учетных систем. 

Рассмотрим основные документы, которые есть. Первое. Электронный документооборот счетами-фактуры вводится как императив: по прослеживаемым товарам должен быть электронный документооборот счетами-фактуры. Для налогоплательщиков на упрощенном режиме налогообложения, для специальных налоговых режимов, вводится обязанность использования передаточного документа (он же и заложен в формате счет-фактуры), чтобы у всех были одинаковые условия по обороту отслеживаемого товара. На первом этапе мы определились, что не ожидаем поступление в систему, в наш национальный сегмент, сразу первичных документов (условно, первичных счетов-фактуры), а сделать квартальный сбор информации, расширив декларации по НДС. Для налогоплательщиков на специальном режиме будет введен специальный отчет по прослеживаемым товарам (аналог книги покупок и книги продаж). 

По поступлению новых товаров. Если был ввоз из третьих стран, то декларация на товары подается в таможенные органы. Если будет ввоз из стран ЕАЭС до того, как запустится Соглашение, страны ЕАЭС по Соглашению будут подавать документ о поступлении товара, то наш импортер будет подавать уведомление для того, чтобы мы присвоили регистрационный номер партии товара. Если в первом случае по декларации на товары этот номер присваивает таможня, то во втором случае присваивать будет налоговая служба. По такому же механизму остатки регистрируются путем подачи уведомления. Если Правительство утверждает перечень прослеживаемых товаров, то дается переходный период, когда организация должна посмотреть, есть ли у нее на складе товар, подлежащий прослеживаемости, подать уведомление о том, что такой товар есть в таком-то количестве и получить регистрационный номер для того, чтобы остатки дальше могли прослеживаться. 

Внутренний оборот товара – это декларации и отчет, прибытие товара. Также, если это экспорт в третьи страны – это декларации на товары в таможенную службу. Если это вывоз в ЕАЭС, то это уведомление о вывозе. Этот тот документ, который мы, как оператор ФНС, будем передавать в страну ЕАЭС, когда заработает Соглашение. 

С точки зрения остального выбытия (порча, утрата, передача в производство, переработка), такая информация подлежит включению в отчет об операции, что важно при внутреннем обороте. По рознице мы пытаемся подготовиться к тому, чтобы дать внятное разъяснение того, что мы ожидаем. Во-первых, мы не хотим идти в ККТ. Мое личное мнение, что ККТ в принципе не нужно. Как для бизнеса, так и для контролирующих органов это исключительно математическая задача, которая реализуется бухгалтерским учетом. Если коротко, то для формирования Z-отчета нужно посмотреть по номенклатуре какой товар ушел в розницу, и подобным методом разобрать недоступные партии товаров, чтобы закрыть остатки, которые были на складе.

По взаимодействию с таможней мы уже тестировались. Мы очень много спорили с нашими коллегами из стран ЕАЭС. Благодаря ЕЭК работа двинулась, Соглашение подписалось. Наше взаимодействие с таможней сблизилось до режима on-line. Наши базы настолько интегрированы, что вся информация, которая поступает в налоговую службу, сразу же передается в таможню. 

По разработке учетной системы. Необходимо адаптировать систему учета регистрационных номеров партий товаров. У многих есть учет по номерам деклараций на товары, но без товарных партий. Эту задачу нужно решить. Формирование передачи новой отчетности и реализации требований по электронному документообороту. Мы получили официальный ответ от 1С о том, что они все это взяли в работу, что после появления закона в третьем чтении, им необходимо два месяца для того, чтобы адаптировать свой глобальный релиз на бесплатное распространение. Если малый бизнес будет защищен, то все равно остается проблема доинтегрировать решение 1С. То же самое относится к SAP. Неофициально мы получили разъяснение, что достаточно будет четырех месяцев. Но официального подтверждения этому нет. Для нас очень важно, чтобы все новшества налогового законодательства были с точки зрения услуг бесплатными. Некоторые операторы электронные документообороты с точки зрения новых форматов озвучили два месяца, хотя по факту все операторы уже это поддерживают, так как последний формат счет-фактуры и УПД, который сейчас в промо эксплуатации уже содержит все необходимы реквизиты по прослеживаемости.    

В ближайшее время для того, чтобы упростить жизнь также и с прослеживаемым товаром мы делаем сервис по проверке регистрационных номеров (был ли такой номер или нет, правильно ли заполняется или нет); делаем сервис по вопросу о прослеживаемых товарах; делаем второй сервис, где можно по ТН ВЭД, по ОКПД2 проверить запрос-ответ - прослеживается товар или нет; или через текстовую аналитику на основе нормального наименования товара дать ответ - прослеживается товар или нет. Эксперимент по сути уже завершится, сейчас готовится Приказ о продлении эксперимента до 01.07.2020. У нас 24 участника, из которых 17 дали счета-фактуры. На основе этой статистики (17 участников) видно, что 80% участников эксперимента используют правильную систему координат, систему прослеживаемости. Семнадцать человек – это мало для того, чтобы сказать хорошо это или плохо? Я считаю, что для семнадцати это хорошо. Так как наш эксперимент продляется, я надеюсь, что мы увидим новых участников, которые попробуют свои силы. На следующий год мы попробуем расширить это эксперимент с точки зрения проектов форматов документов и попробовать представить все документы, которые предусматриваются проектом федерального закона. 

Анна Орлова, руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости товаров Ассоциации компаний розничной торговли: «Правильно ли я понимаю, что на сегодняшний день все документы передаются не через запись системы, а в виде таблиц в рамках эксперимента?»

Алексей Касянюк: «В рамках эксперимента можно использовать Excel, PDF, XML. Главное, чтобы можно было распознать. Процесс не автоматизирован, исключительно ручной ввод на стороне налоговых органов».  

Анна Орлова: «Спасибо. К сожалению, я не услышала, как этот механизм будет работать в части усиления контроля со стороны ФТС, и как этот инструмент будет использоваться. Наверное, этот вопрос пока не активно обсуждается, правильно?»   

Татьяна Николаевна Зыблева, ФТС России: «Коллеги из Федеральной налоговой службы скажут за себя, а мы скажем за себя. Я уже сказала, что мы получаем цепочки прослеживаемости товаров. Система прослеживаемости нам позволяет получать критерии риска, которые мы заложили вместе с Федеральной налоговой службой. На основе этих критериев рисков, уже полученных ФТС, в нашей системе управления рисками эти цепочки ранжируются. Соответственно, по уровням риска они распределяются на три уровня: красный, желтый, зеленый. В рамках эксперимента пока у нас, наверное, самые добропорядочные участники, которые представили свои цепочки товаров. Более-менее без разрывов и без критических рисков, поэтому пока у нас они окрашены в зеленый цвет. У нас есть методика ранжирования цепочек движения товаров. Те цепочки, те участники ВЭД, в том числе реализаторы, которые будут окрашены в желтый и красный цвета, будут рассматриваться более скрупулезно для назначения таможенных проверок, а также для скоординированных таможенных и налоговых проверок, если будут усматриваться риски в части налоговых и таможенных сторон. Думаю, что Алексей расскажет в части налоговой стороны. Мы недавно собирались и смотрели их национальную систему прослеживаемости, которую у нас ввели, и увидели, что у них тоже обведено красным».   

Алексей Касянюк: «Да, эта цепочка понятна, в ней сложно что-то придумать. Если детально погружаться в проект федерального закона, то мы закладываем отдельный вид контроля. Он заключается в том, что когда к нам приходят декларации, мы их сопоставляем и выявляем расхождения. Поскольку документ был составлен в электронном виде (электронная счет-фактура), мы истребуем этот документ пока у налогоплательщика, но думаем о том, чтобы сразу его делать у оператора электронного документооборота. Так как документ подписан электронной подписью, и если допустить, что в декларации можно ошибиться при переносе данных, то электронный документ нам дает понимание того, кто допустил ошибку (покупатель или продавец). Допустившему ошибку направляется уведомление об уточнении декларации. Декларация должна быть представлена в течение 10 дней с уточнением реквизитов прослеживаемости. Если декларация была к возмещению, то для того, чтобы не сдвигать сроки принятия решения налогового органа по возмещению НДС, срок камеральной проверки не сдвигается. Если исправляется техническая ошибка, например, неправильно перенесли номер ДТ в декларацию по НДС, то это не влияет на перенос комплекса мероприятий на уточненную декларацию. Решение о возмещении принимается по заложенному сроку. В большинстве случаев сейчас это в течение двух месяцев, то есть срок начинается от даты предоставления первичной декларации. Если нарушение не устраняется, то налогоплательщику предъявляется штраф. Сейчас мы обсуждаем вопрос соразмерности штрафов. Мы заложили в отдельных случаях от 5% до 10% от суммы оборота отслеживаемого товара в конкретном документе. С одной стороны, мы преследуем цель добиться чистоты данных. С другой стороны, нам нужно влиять на недобросовестных участников. Мы с бизнесом знаем, что есть полусерые-полубелые компании, которые, вроде как, и действующие, но пользуются разными лазейками. Поэтому для того, чтобы не делать неэффективной систему, размер штрафов на данный момент сделали таким. Далее мы обсуждаем с Минфином и отрабатываем замечания, которые поступили по ОРВ по проекту закона».                

Анна Орлова: «Здесь более-менее все понятно. К сожалению, сейчас основная масса тех, кто уходит от закона в серые зоны, используют специальные режимы, являются плательщиками НДС. Хотелось бы, чтобы по ним была статистика. Как вы планируете работать с ними? С плательщиками НДС понятно, они входят систему НДС-2. Здесь возможна какая-то интеграция. А вот этот пласт?»

Алексей Касянюк: «Этот пласт мы тоже ежеквартально заводим на систему декларирования. Также будем требовать с них, как и с плательщиков общего режима по прослеживаемости товаров».


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 3989
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha