Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Мнение эксперта

Оценка добросовестности организаций: категорирование участников ВЭД

Александр Борисович Гуськов, заместитель начальника Управления контроля таможенных рисков ФТС России
г.

Стенограмма выступления на круглом столе «Оценка добросовестности организаций. Реформы и перспективы», прошедшем в рамках Международного таможенного форума 25 октября 2019 г.

«Субъектно-ориентированная модель категорирования является неотъемлемой частью системы управления рисками. Достаточно давно происходит развитие данной системы, но впервые она получила нормативное закрепление в действующем Кодексе. В связи с этим для нас категорирование все более получает публичность, особенно в условиях, когда новый приказ будет издан уже под эгидой Минфина России. 

Главная цель категорирования – это распределить участников ВЭД на три основных категории: низкий уровень риска, средний и высокий. Цель данного распределения – это оптимизация распределения полномочий должностных лиц, их действий, а также облегчение действительно добросовестным участникам ВЭД осуществления внешней экономической деятельности. 

В ФТС России применяются два базовых подхода при категорировании: автоматизированное категорирование (автоматическое) и отраслевое. 

В чем особенность автоматического категорирования? Использование без учета субъективного фактора отдельно взятого инспектора автоматическое категорирование по установленному порядку всех участников ВЭД вне зависимости от их деятельности, продолжительности и т.д. Каждый участник ВЭД, подавший декларацию, получает соответствующую категорию и дифференциацию мер по минимизации рисков. Для автоматического категорирования используются 35 установленных критериев. Критерии являются публичными, они установлены открытым приказом ФТС России  в настоящее время, с которыми может ознакомиться любой участник ВЭД. Для этих целей используется математическая модель. 

Одна из самых главных составляющих дискуссий – это вопрос о критериях. Блокирующими являются 6 критериев из 35. Смысл блокирующих критериев в том, что несоответствие данному критерию не позволяет участнику ВЭД категорировать в низком уровне риска. Условно данные критерии можно разделить на несколько видов. 

Таможенные критерии. ФТС России ведет соответствующий перечень, реестр, данных таких участников ВЭД по установленному порядку. В случае, если в отношении участника ВЭД невозможно провести таможенный контроль после выпуска, то данный критерий является блокирующим. 

Также два специфических таможенных критерия – это задолженность по уплате таможенных платежей и задолженность по уплате штрафов. Внешние критерии – это нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации в период прекращения деятельности, это высокий уровень риска с точки зрения налоговой службы, а также наличие вступивших по закону в силу обвинительных приговоров суда по уголовному делу. 

Остальные из 35 критериев, за вычетом 6 блокирующих, являются аналитическими показателями. Это критерии, которые оцениваются, исходя из деятельности участников ВЭД. Условно их можно разделить на положительные и отрицательные критерии. 

Коротко назову положительные критерии. Размер уставного капитала. Чем больше размер уставного капитала, тем большую степень положительных баллов имеет участник ВЭД. 

Категорирование ФНС России. Очень высокий балл мы имеем по нашему соглашению в целях категорирования с ФНС. Мы получаем реестр участников ВЭД, которые отнесены к низкой категории рисков. Данный фактор сильно влияет на положительную оценку участников ВЭД. Отдельно оценивается размер уплаченных таможенных платежей. Тот фактор, когда мы дискутируем о том, что у нас одинаковые условия, мы не особо положительно относимся к участнику ВЭД, который уплачивает значительную часть платежей. Это не так. Мы это учитываем. Это учитывается в так называемый положительный фактор. Также оценивается длительность совершения таможенных операций, то есть ведения внешней экономической деятельности. 

Отдельно хочется сказать об экспортной ориентированности, то есть соотношении импортных и экспортных деклараций. Экспортные учитывают в целом те задачи, которые, в том числе, решает ФТС России, поставленные Правительством по увеличению экспорта. По упрощению этих процедур данный фактор у нас тоже имеет место в категорировании, тоже оценивается.

Следующую группу критериев условно отнесем к отрицательным. Это офшорные зоны. Думаю, что у коллег, выступающих здесь, может возникнуть дискуссия. Эту работы мы сейчас совершенствуем, но сам факт наличия офшорной зоны у нас останется как отрицательный критерий. 

Специфический таможенный критерий – это соотношение тех или иных нарушений или факторов, которые привели к изменению показателей декларирования. Это решение таможенных органов в отношении заявленных сведений. Оценивается как до, так и после. Привлечение к административной ответственности, возбуждение уголовных дел. 

Важно сказать, что мы можем обсуждать каждый критерий сам по себе, его значимость, факт его существования, но сам по себе критерий не работает отдельно на всех остальных. В совокупности, с учетом заложенной в автоматическом режиме математической модели, каждый из факторов может повлиять, но не является определяющим, за исключением блокирующих, я подчеркну, что блокирующий относится к невозможности включения в низкий уровень риска. У нас есть разные примеры. Можно сказать, что бывают различные нарушения. Допустим, частота корректировок таможенной стоимости, которую мы осуществляем. Крупный участник ВЭД может их игнорировать или не обращать особого внимания, потому что это проще, дешевле и т.д. Однако эта частота существует. На фоне отсутствия иных отрицательных критериев участник ВЭД может находиться в низком уровне риска и продолжать это делать на протяжении долгого промежутка времени. Можно привести пример по значительным суммам таможенных платежей. Этот фактор существенно влияет. 

Обозначу два основных дополнительных условия отнесения к категории низкого уровня риска. Это продолжительность деятельности, которая должна составлять не менее двух лет. Но для участников ВЭД, которые имеют с точки зрения ФНС России низкий уровень налогового риска, данный период сокращен до 6 месяцев. 

Другой дополнительный критерий: за анализируемый период в 2 года должно быть не менее 100 оформленных деклараций. Однако при этом с учетом тех задач, которые стоят перед ФТС России, Правительством Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства для тех, кто включен в реестр малого и среднего бизнеса, данный критерий снижен до 85 деклараций при условии, что в этих декларациях в совокупности будет не менее 100 товаров. Данные критерии введены в целях получения реквизитативной выборки для того, чтобы массив анализируемых деклараций дал объективную оценку, объективный результат. 

На текущий момент 10 тысяч участников ВЭД отнесены к низкому уровню риска. Прошу обратить внимание на то, что за неполные 4 года мы вместе прошли путь с 2 тысяч участников ВЭД до 10 тысяч. Что важно для нас? Мы провели анализ, показывающий насколько стабилен этот пул участников ВЭД низкого уровня риска. За последние два года стабильно (ИНН находится в данном перечне) отнесено к низкому уровню риска 5 424 участника ВЭД. Это конкретные ИНН, которые по любым основаниям не вылетают из категории низкого уровня риска. На категорию низкого уровня риска у нас приходится 62% деклараций и 80% таможенных платежей. Для понимания, средний уровень составляет 95 тысяч, а высокий уровень – 10,5 тысяч. В принципе, сопоставимы и высокий, и низкий уровни риска. Основная доля приходится на средний уровень риска. 

Состав тех, кто входит в низкий уровень риска. Это и крупные предприятия, и микропредприятия. Они в равной степени находятся в низком уровне риска. Важно, что более 5 тысяч участников ВЭД, которые сейчас, на четвертый квартал, внесены в низкий уровень риска, включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 54% от общего количества участников ВЭД.

Почему так важно отраслевое категорирование? Вы видите, что 383 предприятия берут на себя 12% декларационного массива. Это очень серьезный объем с точки зрения количества деклараций и выплачиваемых платежей. Существенное отличие от автоматического категорирования состоит в заявительном порядке категорирования. Подразумевается обращение участника ВЭД для включения в соответствующий приказ, в соответствующую категорию рисков. Результаты категорирования фиксируются в отношении участника ВЭД по распоряжению руководителя ФТС России. 

Мы понимаем, что главное условие низкого уровня риска и категорирования – это таможенный контроль после выпуска. Вся информация об участниках ВЭД по установленному порядку в дальнейшем находится в зоне видимости подразделения по таможенному контролю после выпуска. 

Сейчас нельзя не сказать, что в условиях нового Кодекса уполномоченный экономический оператор автоматически относится к низкому уровню риска. Это не имеет никакого отношения к категорированию. Я имею ввиду, что это не предусматривает ни автоматический режим, ни отраслевой. По факту включения по новому законодательству – это получение нового реестра и низкого уровня риска. По отраслевому – издается распоряжение и до момента, пока мы не выявляем факты несоответствия критериям, участник ВЭД находится в этой категории без отмены распоряжения. 

В условиях нового Федерального закона полномочия по изданию нового приказа по категорированию возложены в настоящее время на Минфин России. Сейчас мы проводим работу над формированием нового проекта приказа о проведении категорирования. Очевидно, что перед всеми нами стоят задачи, чтобы оптимизировать все таможенные процедуры и сделать данную работу более тонкой и точной. В дальнейшем, следующим нашим шагом будет категорирование и дифференциация мер таможенного контроля с учетом товарной партии и характеристики участника ВЭД. Категорирование участников ВЭД в ближайшие годы должно стать элементом совокупной оценки товарной партии с точки зрения оценки как товарных рисков, так и субъектно-ориентированных рисков».  

Опубликовано: Алла Лукьянова

Важные новости

  • Просмотры 1437
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.