Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Мнение эксперта

От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне

От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне
Фото: Пресс-служба ФТС России
Владимир Юрьевич Скиба, начальник Главного управления информационных технологий ФТС России
г.

Стенограмма выступления на Международном таможенном форуме – 2021, 21.10.2021.

«Добрый день, коллеги!

Спасибо за предоставленное слово.

Прежде чем перейти к непосредственному выступлению, хочу сказать, что автоматизация таможенных органов началась до создания Государственного таможенного комитета России – в 1990 году.

В прошлом году мы выпустили книжку, посвященную всем этапам развития нашей автоматизации. Вопросы автоматизации деятельности таможенных органов мы неоднократно обсуждали на круглых столах в рамках Таможенных форумов. Наш, ставший доброй традицией, круглый стол проходит с 2014 года. Участники этих круглых столов в курсе, как мы обсуждали различные аспекты автоматизации, различные аспекты трансформации технологий таможенных именно подхода внутри Федеральной таможенной службы, которые потом легли в основу Таможенного кодекса ЕАЭС. Сфера таможенного регулирования является единственной сферой, в праве которой предусмотрено совершение действий и принятие решений автоматически информационной системой, то есть без участия должностных лиц.

Теперь перехожу к основному выступлению. Все, кто знаком со Стратегией развития Таможенной службы на период до 2030 года, наверное, видели эту картинку, где обозначены основные направления развития Таможенной службы. 

Цифровизация здесь у нас, как вы видите, практически на вершине айсберга. Именно от цифровизации зависит все остальное, что заложено в Стратегии. Мы оценивали, что в целом в Стратегии примерно 80% объема мероприятий – это сплошная цифровизация, автоматизация, интеллектуализация.

В то же время у нас есть и отдельное направление в Стратегии – это совершенствование информационно-технического обеспечения. Его основные элементы здесь и представлены. Помимо самой Стратегии у нас разработан и детальный план на ближайший период до 2024 года, по которому мы идем. Это некая карта реализации основных проектов, которые предусмотрены Стратегией 2030 и которые, так или иначе, предусматривают трансформацию именно деятельности таможенных органов совместно с деятельностью участников внешнеэкономической деятельности и иными заинтересованными лицами. На слайде там, где еще только будет многое меняться – более темным цветом подсвечены проекты, более светлым – которые уже проходят ту или иную этапность отработки, апробации, где у нас уже есть программное обеспечение, где мы уже проводим различные эксперименты.

Пойду дальше. Что будет уже в следующем 2022 году. Конкретно, что нас ждет с точки зрения готовности нашей инфраструктуры в следующем году. У нас будет запущен первый этап создания нового главного Центра обработки данных (ЦОД) в Твери. Мы полностью обеспечим внедрение электронных сервисов, завершим переход на централизованную архитектуру с децентрализованной. То есть мы надеемся даже уже в этом году закончить с нашим АИСТом, т.к. все остальные системы уже централизованы. Идет поэтапное внедрение пункта пропуска, единого, интегрированного, но вот АИСТ как система основного оформления еще на этапе опытной эксплуатации. Надеюсь, что до конца этого года мы завершим опытную эксплуатацию и тогда у нас будет полностью централизованное информационное программное обеспечение.

Мы уже внедряем технологию автоматического обновления программных средств, полностью перешли на высокоскоростные каналы. Если взять технические характеристики, то у нас уже более 2000 каналов, которыми охвачены все таможенные органы. То есть мы обеспечиваем независимость основных каналов и у нас везде созданы резервные. Здесь написано: 35 миллионов сообщений в день. Подчеркну, что каждое сообщение – это электронный документ, то есть у нас практически не осталось никаких сообщений, которые не являются электронными документами. В пике уже доходит до 70 миллионов. То есть даже на нынешней архитектуре мы уже обрабатываем такой объем информации.

Основное, что предстоит сделать после 2022 года: 

  • мы рассчитываем полностью реализовать облачные вычисления на Тверском ЦОДе, 
  • мы рассчитываем внедрить и уже эксплуатируем две системы аналитической обработки: 
  1. «Малахит» в части анализа таможенной деятельности (хотели продемонстрировать здесь, но у нас возникли определенные сложности, поэтому мы решили не демонстрировать здесь реальную систему, которой уже сейчас пользуется руководство ФТС России и руководство региональных таможенных управлений). 
  2. «Витязь» – это в интересах правоохранительного блока, где мы обрабатываем все наши информационные массивы с целью выявления подозрений на контрабандные перемещения.
  • Искусственный интеллект. Семантика уже прошла у нас опытную эксплуатацию, мы планируем распространить ее как на анализ декларационного массива, так и иных процессов таможенного оформления.
  • Анализ с использованием искусственного интеллекта снимков ИДК: начался эксперимент в октябре 2021, значит, в следующем 2022 году мы будем принимать уже систему первого этапа – в контуре анализа снимков ИДК появится система поддержки принятия решений, которая будет помогать выявлять в автоматическом режиме подозрительные объекты или области.
  • Ну и интернет вещей: мы интегрируем наши информационные системы с системами обнаружения радиоактивных материалов и с иными техническим средствами таможенного контроля.
     

У нас в планах стоит интеграция с ЛесЕГАИСом. Знаете, наверное, что Президентом Российской Федерации принято решение об ужесточении мер, связанных с незаконным перемещением лесоматериалов.

ЦОД. Я сказал, что у нас в Твери идет исполнение первого этапа создания ГЦОДа. Вообще у нас предусмотрено три этапа, все это под патронажем и по решению Президента Российской Федерации делается, то есть мы не просто сами начали в ФТС новый Центр строить, а по решению Президента. Уже заканчивается реконструкция всего здания и готовность его к поставке технических средств высока. В ноябре будет завезена первая очередь оборудования, ну и где-то в первом полугодии мы ожидаем, что начнем миграцию данных и миграцию наших основных информационных ресурсов с площадок «Комсомольская площадь» и «Фили» на площадку в Тверь.
 

Переходим к тем итогам автоматизации, которые касаются внедрения программных роботов. Основа заложена в Таможенном кодексе ЕАЭС. Таможенная сфера, как я говорил, единственная сфера регулирования, где предусмотрено принятие юридически значимых решений программными роботами. Ни одна сфера деятельности в Российской Федерации не имеет такого продвинутого законодательства. Здесь вкратце изложены нормы, как Таможенного кодекса ЕАЭС, так и 289 Федерального закона, а также совокупность приказов, которые изданы ФТС, зарегистрированы Минюстом и которые описывают жизненный цикл совершенствования программного обеспечения. Скажу так, мы примерно четыре раза в год переписываем программное обеспечение. То есть, два раза там, где это касается бизнеса, (представители бизнеса знают две даты: 1 апреля и 1 октября, когда мы меняем структуру и форматы электронных документов) и еще два раза в год мы меняем свою внутреннюю логику.

Для обеспечения юридической значимости в ФТС России создана система ведомственных удостоверяющих центров. Кто посвящен, знает, что с 1 января 2022 вступают поправки в Федеральный закон «Об электронной подписи». Мы уже к этому подготовились: нашу систему удостоверяющих центров зарегистрировали как доверенное лицо удостоверяющего центра Федерального казначейства, то есть со стороны таможенных органов никаких проблем с поддержанием юридически значимых решений с 1 января мы не ожидаем.

Знаю, что у бизнеса есть куча проблем, связанных с тем, что теперь меняется порядок выдачи электронных подписей и сертификатов для бизнеса. Машиночитаемые электронные доверенности планируется и у нас внедрить. В части машиночитаемых электронных доверенностей в октябре 2021 в Минцифре принято решение о внесении поправки в закон, которая смягчает внедрение этой технологии массово. 

Что ожидается, и где будет движение. В Стратегии предусмотрено скромно семь технологий, которые мы планируем перевести на принятие решений программными роботами. Реально будет гораздо больше. Вот на этом слайде то, что уже в штатном режиме. Промышленная эксплуатация автоматически совершается.

На следующем слайде то, что мы до конца этого года планируем протестировать и перевести в автоматическое, то есть исключить человека из контура (по крайней мере, для большинства принимаемых решений). 

И дальнейшая перспектива на ближайшие несколько лет – до 2024 года. Мы рассчитываем, что в части интеллектуализации автоматического принятия решения, все, что заложено в Стратегии, в 2024 году выйдет на уровень подведения итогов уже всей Стратегии. Дальше будет только промышленное внедрение, масштабирование и увеличение доли юридически принимаемых решений в автоматическом виде.

Про анализ снимков я сказал, что мы уже приступили к нему. Здесь будет несколько слайдов, которые мы показывали в конце сентября в Минфине России. Это слайды о том, что мы будем проверять в октябре-ноябре на эксперименте, и что будем готовить к внедрению, уже начиная с декабря, а также в первом полугодии следующего года.

Здесь вы видите то, с чем связан приведенный конкретно снимок. Как вы думаете, сколько человек будет тратить на анализ такого снимка? 

Мы поставили задачу по автоматической обработке. Инспектор будет анализировать не все снимки, сделанные на ИДК, а только те, которые компьютер подсветит, показывая на наличие каких-то проблемных областей. К чему мы должны прийти уже в первом полугодии? Оператор на пункте пропуска будет только сканировать, а весь анализ будет осуществляться в главном ЦОДе. Сотрудники региональных подразделений Главного управления Центра мониторинга и оперативного контроля будут обрабатывать только те снимки, которые компьютер подсветит, как подозрительные.

Это глобальные сроки, которые заложены в Стратегии. Но я говорю, что уже опытная эксплуатация в виде эксперимента началась и в следующем году мы выдержим темп, а в первом полугодии перейдем к приемке системы. До 2030 года ждать не будем и, наверное, пойдем гораздо быстрее.

Далее. Кто был два года назад на нашем Форуме, помнит, наверное, там были виртуальные очки, и демонстрировалась модель интеллектуального пункта пропуска. Сейчас этот вопрос курирует не ФТС России, а Минтранс, поэтому получилось, что не все зависит от ФТС. Однако мы двигаемся в эту сторону, планируем: 1. объединить технологии представления предварительной информации в виде электронного документа, предварительного электронного декларирования, использование навигационных пломб и 2. реализовать, скажем, так, бесчеловечный пункт пропуска для низкорисковых поставок. Если это объединить с анализом снимков ИДК с использованием механизмов искусственного интеллекта, над которым мы работаем, то, в принципе, можно будет проезжать через пункт пропуска по аналогии, если кто пользуется платными дорогами с использованием транспондеров, только там вы платите и оплачиваете с этого транспондера, здесь будет идти обработка информации, будет ставиться пломба на активацию. У нас сейчас есть решение Совета безопасности Российской Федерации о проведении эксперимента по пломбам с китайскими и белорусскими коллегами, и до конца года мы, наверное, этот эксперимент запустим. Мы планируем использовать пломбу, которая уже прошла сертификацию ФСБ. Идут переговоры с коллегами из Беларуси (с их регулятором, типа нашей ФСБ). В ГосДуме находится проект закона об использовании таких навигационных пломб и сейчас под патронажем Совета безопасности проводятся эксперименты для того, чтобы принять закон по использованию пломб не только с российским и белорусским криптоядром, а и всех наших коллег по Евразийскому экономическому союзу. Плюс еще китайцы ведут сейчас работы совместно с нашей ФСБ по сертификации встраивания нашего криптоядра в пломбы китайского производителя.  

Не знаю, запустим или не запустим в декабре этот эксперимент, но, по крайней мере, уже получили подтверждение от нескольких крупных участников ВЭД о том, что они готовы принять участие в тестировании таких пломб с криптоядром и умных контейнеров. Поэтому я думаю, что интеллектуальный пункт «бесчеловечного» пропуска уже не за горами.

Еще один набросок, как это будет выглядеть в будущем. Сегодня я общался со своими коллегами из Министерства транспорта. Они говорят о том, что уже принято решение о том, чтобы выделить финансирование на реализацию такой перспективной модели пункта пропуска. Я думаю, что где-нибудь через пару лет на нашем очередном таможенном форуме в октябре мы будем уже говорить: «а кто же этого не знает?». Все, наверное, знают, что любая истина проходит три этапа – 1. «этого не может быть», 2. «в этом что-то есть» и 3. «кто же этого не знает?».

Спасибо за внимание».

Важные новости

  • Просмотры 748
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.