Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Внешнеэкономические новости

Поправки в ТК РФ

Каких изменений в таможенном регулировании стоит ожидать в ближайшем будущем
г.

Накануне отчетной коллегии Федеральной таможенной службы (ФТС) об итогах работы в 2008 году и задачах на будущее начальник управления правового обеспечения законопроектной деятельности ФТС Ольга Щербакова в интервью обозревателю «Газеты» Ксении Батановой рассказала о том, каких изменений в таможенном регулировании стоит ожидать гражданам и компаниям в ближайшем будущем.
- Как повлиял кризис на ваши планы по законопроектной деятельности на этот год?
- Перед нами была поставлена задача подготовить законопроект, который должен реализовать пункт 49 антикризисного правительственного плана, и предоставить авиакомпаниям отсрочку по уплате таможенных платежей на срок до шести месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигателей) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате. Сейчас мы согласовываем документ с правительством. Это достаточно сложная работа, так как в Таможенном кодексе (ТК) нельзя прописать предоставление льгот каким-то отдельным отраслям. Идеология кодекса не выделяет отдельных видов товаров, кроме перемещаемых трубопроводным транспортом. Если мы сейчас создадим прецедент, оговорив льготы для воздушных судов и запчастей к ним в кодексе, то таких же льгот потребуют другие отрасли промышленности. Поэтому сейчас мы работаем над тем, какой документ и в какой форме должен предоставлять льготы авиапромышленности.
А для нефтяной отрасли, активно лоббирующей необходимость снижения налоговой нагрузки и пошлин, ФТС готовит какие-то предложения?
- По нефтяникам мы пока никаких мер не предусматриваем. Упрощать порядок уплаты экспортных пошлин дальше некуда. В декабре депутаты обсуждали отмену залога, но мы пока никаких поручений по этому вопросу не получали. Эта мера, на мой взгляд, может нести угрозу собирания платежей в бюджет, что сейчас недопустимо.
- От каких-то законопроектных планов пришлось отказаться в связи с кризисом?
- В конце прошлого года ФТС совместно с Минфином, Минэкономразвития и рядом других ведомств решили отложить введение института уполномоченного грузополучателя (этот институт позволил бы ряду компаний, отвечающих определенным критериям, проходить таможенные процедуры в упрощенном порядке. - «Газета»). Правда, произошло это не под влиянием кризиса. Законопроект был уже почти готов, мы его долго согласовывали, было много возражений - в частности, ФСБ видела в применении этого института угрозу экономической безопасности. Мы пришли к выводу, что, пока механизм работы таможенной инспекции недостаточно эффективен, мы не сможем осуществить контроль за теми товарами, которые будут на достаточно доверительных отношениях ввезены в страну. Пока нет четких сроков, на какой период отложено принятие этого законопроекта, но думаю, все будет зависеть и от экономической ситуации, и от наших отношений с Европой, и от ситуации с созданием Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией.
- Была ли причиной отказа от введения института уполномоченного получателя «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к госгранице РФ»?
- Это заблуждение: временный отказ от института уполномоченного грузополучателя никак не увязан с концепцией. Просто время его реализации еще не пришло. К тому же прежде чем делать выводы, давайте дождемся утверждения концепции, которая, в свою очередь, связана с работой по созданию Таможенного союза. Законодательные акты по его созданию должны быть подготовлены к 2010 году. Вероятно, мы не будем открывать границу с Казахстаном из-за угрозы наркотрафика, может быть, здесь будут упрощены таможенные процедуры. Обсуждается и план работ с Белоруссией. Все три государства получили задание разработать Таможенный кодекс тройки, чем мы сейчас начали заниматься достаточно плотно. Ясно, что кодекс будет наднациональным, но тонкости - на каких условиях будут взиматься платежи, в чей бюджет поступать и так далее - сейчас обсуждаются.
- С темой концепции и Таможенным союзом наверняка тесно связан и другой давно обсуждаемый проект закона о введении института предварительного информирования. В какой стадии он находится?
- Документ внесен в правительство, в целом он согласован со всеми ведомствами. С 1 января этого года мы начали работу по предварительному информированию с европейским сообществом, но не по всему составу передаваемой информации. Но внедрить предварительное информирование полноценно на всех пунктах пропуска мы пока не можем, так как нет единой информационной системы. И это основной камень преткновения. Однако решение этой проблемы зависит уже не только от ФТС.
- Как же она может быть решена?
- На последнем заседании Государственной пограничной комиссии обсуждалась возможность присоединения ФТС к той информационной сети, которая есть у пограничной службы. Это могло бы стать выходом, тем более что сейчас мы готовим проект закона о сокращении числа контролирующих органов на границе.
И в какой стадии сейчас этот законопроект?
- Мы урегулировали вопрос с Минтрансом, полномочия которого по осуществлению транспортного контроля целиком переходят к таможенной службе. Все остальные ведомства, которые являются контролирующими (ветеринарный контроль, фитосанитарный контроль), остаются в специальных пунктах пропуска на тех же началах, на которых они работают и сейчас. При этом законопроект предоставит правительству право определять конкретный пункт пропуска на границе, в котором таможенным органам будут делегированы полномочия по осуществлению всех видов контроля. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила концепцию законопроекта. Но нам еще нужно согласовать его с теми ведомствами, у которых есть сомнения в том, что таможенные органы способны эффективно выполнять функции ветеринаров и фитосанитаров.
- Вы считаете, такой опасности нет?
- Во-первых, если понадобится, таможенного инспектора научат всем тонкостям профессии. Во-вторых, если представители других контролирующих органов захотят перейти на таможенную службу, этот кадровый потенциал, без сомнения, будет востребован.
- Участвует ли ФТС в доработке еще одного «опасного» законопроекта об ех officio (то есть действия по служебному долгу), который дает таможенникам право без заявления правообладателя приостановить выпуск товара при выявлении признаков его контрафактности и провести соответствующие проверочные мероприятия в отношении таких товаров?
- Eх officio действительноеще больше расширяет полномочия таможенников. Мы это понимаем, именно поэтому сейчас обсуждаем, в какой форме должна происходить приостановка товара. В варианте законопроекта, принятом в первом чтении, формулировка такова, что таможенник «вправе» задержать подозрительную партию. Эта норма имеет коррупциогенное содержание, поэтому, вероятнее всего, слово «вправе» будет заменено словом «обязан». Но ключевым вопросом по-прежнему остается один - критерии, которыми будет руководствоваться таможенный инспектор, принимая решение о приостановлении партии. Понятно, что невозможно для каждого товара прописать конкретные признаки контрафактности. Будем изучать международный опыт, обращаться к правообладателям, искать решение проблемы.
- Не могу не задать вопрос о вашей позиции по поводу того, что же все-таки считать контрафактом: подделку под известный брэнд или оригинал, ввезенный без прямого договора с правообладателем неуполномоченным импортером. Сейчас эта проблема активно обсуждается и профессиональным сообществом, и на государственном уровне, в частности, Высшим арбитражным судом (ВАС).
- Сотрудники таможенной службы делают свою работу: мы защищаем правообладателей через реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС. Мы обязаны останавливать товары тех производителей, которые включены в реестр, и сообщать об этом представителям правообладателя в России. ФТС сейчас с нетерпением ждет решения ВАС, которое, надеемся, разрешит сложившуюся проблему.
- Еще один вопрос. Как вы относитесь к поправкам в ТК, которые подготовлены бывшим руководителем таможенной службы, ныне депутатом Госдумы Валерием Драгановым?
- Сейчас мы готовим заключение на его законопроект, оно должно быть сделано к 1 марта. Однако оно вряд ли будет положительным. Причина в том, что ряд предложений Валерия Драганова уже рассматривается Госдумой, некоторые находятся в плане работы ФТС на будущий год, другие, такие как уполномоченный грузополучатель, уже отложены правительством на неопределенный срок.
- Насколько я знаю, в законопроектный план на этот год входит разработка концепции проекта закона «О внесении изменений в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» по вопросу совершенствования законодательства в сфере противодействия контрабанде. Что именно подразумевается?
- Законопроект устанавливает размер стоимости ввезенной контрабанды, за которую наступит уголовная ответственность. Пока мы определили в качестве крупного размера сумму в 1 млн рублей и выше - нам кажется, что это оптимальное соотношение преступления и ответственности. Идея поддерживается многими ведомствами и участниками внешнеэкономической деятельности.
- По плану вы также должны разработать концепцию проекта закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации», уточняющую порядок перемещения через таможенную границу России товаров физическими лицами. Что должно измениться для граждан?
- Не люблю жаргон, но этот законопроект разрабатывается в рамках борьбы с челноками, для того, чтобы предотвратить ввоз некачественного товара в Россию. Для многих регионов это очень большая проблема: в рамках приграничного сотрудничества в страну ввозят некачественную и контрафактную продукцию легкой промышленности. Не хотелось бы говорить, что наш законопроект ужесточит процедуру ввоза товаров, но, возможно, будут приняты какие-то ограничения по стоимостным и весовым квотам (сейчас граждане могут беспошлинно, для личного пользования, ввезти товаров на сумму до 65 тыс. рублей, весом до 35 кг. - «Газета»). Хотя проблема может быть решена и усилением контроля за таможенным перемещением товаров гражданами, но для этого нам опять же понадобится серьезная информационная база, которая позволит отслеживать число перемещений граждан через границу. Но мы не собираемся возвращаться к тому формату работы, который был в СССР. В любом случае мы учтем все нюансы, чтобы решение не вызвало социальной напряженности.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 832
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha