25 лет успешной работы!
Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Внешнеэкономические новости

Новое таможенное законодательство: преимущества и риски для бизнеса

Новое таможенное законодательство: преимущества и риски для бизнеса
12 октября состоялась конференция «Изменения в таможенном регулировании: преимущества и риски для бизнеса», на которой обсуждались Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон «О таможенном регулировании» и Решения ЕЭК.
17 октября 2017 г.

Организаторами конференции выступили информационный портал Право.ру в партнерстве с юридической компанией «Пепеляев групп», при поддержке ООО «Центр поддержки ВЭД». 

Первым выступил партнер компании «Пепеляев Групп» Александр Косов, тема доклада которого была посвящена рейтингу: «топ 10 улучшений и рисков для бизнеса». Александр включил в «свой» рейтинг вопросы, которые в ближайшем будущем придется изучить бизнесу.

Улучшения:

  • По общему правилу не надо будет прикладывать подтверждающие документы к декларации на товары.
  • Переход от бумажных носителей к цифровым технологиям.
  • Изменения предварительного решения по классификации на товары не может быть ретроспективным. Т.е. если решение было выдано, а позднее таможенный орган счел, что оно неправильное, то действовать оно будет с даты изменения, а не с даты выдачи первого решения. 
  • Предварительные решения по методу определения таможенной стоимости товаров и др.

Риски:

  • Таможенное оформление товаров будет производиться на территории того государства – члена Союза, на территории которого они находятся. Что, считает Александр, является серьезным, необоснованным ограничением для бизнеса, влияющим на логистические схемы участников ВЭД. 
  • Если таможенный орган, несмотря на правило, по которому не надо прикладывать документы в подтверждение сведений, заявленных в электронной декларации, запросит их предоставления, то это его право ничем не ограничено. Лучше предвосхитить такой запрос и представить документы сразу.
  • Если при проведении контроля после выпуска товаров инспектор принял решение, что сведения в декларации не подтверждены, либо не позволяют классифицировать товар на уровне 10 знаков, то инспектору разрешено определять код товара по ТН ВЭД на уровне 4 знаков, при этом с декларанта будут взиматься пошлина и НДС по максимальной ставке из этой группы товаров. Александр Косов советует как можно подробнее указывать сведения о товаре в 31 графе декларации.
  • Остается и риск по контролю таможенной стоимости товаров. При контроле таможенной стоимости ТК ЕАЭС разрешает использовать информацию о стоимости товаров того же класса, т.е., например, сравнивать цены на фильтры для пылесосов и фильтры для телевизоров.

По поводу некоторых рисков Александр дал советы: как с этим «бороться», как с этим «жить» и, что можно сделать, чтобы их минимизировать.

Затем, слово для выступления было предоставлено начальнику отдела таможенного законодательства ЕЭК Марине Искосковой. Марина Вячеславовна отметила, что ей очень интересен анализ, который провел Александр Косов по отдельным нормам законодательства. Она пообещала, что все нюансы и возможные сложности правоприменительной практики, будут обсуждены в ЕЭК, для возможности их корректировки при подготовке Решений ЕЭК по указанным вопросам. Затем Марина Вячеславовна коротко рассказала о новом Таможенном кодексе, и основных новеллах таможенного законодательства. Одновременно с Кодексом с 1 января 2018 года должны вступить в силу решения ЕЭК по 25-ти вопросам. М.В. Искоскова перечислила некоторые Решения, из тех, что уже приняты:

  • Решение Коллегии ЕЭК от 30.06.2017 №73 «О таможенных органах государств-членов ЕАЭС, осуществляющих взаимодействие в рамках ЕАЭС». В Решении регулируются такие вопросы, как: направление и исполнение запросов о представлении копий документов и (или) сведений; представление подтверждения государственного органа для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита бес обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; направление и обеспечение исполнения поручений о проведении таможенного контроля.
  • Решение Коллегии ЕЭК от 30.06.2017 № 74 «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования». В данном акте определены виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к ним, относящихся к транспортным средствам для личного пользования; установлен порядок определения момента выпуска и рабочего объема двигателя для целей исчисления таможенных пошлин, налогов.
  • Решения Коллегии ЕЭК от 11.07.2017 № 84 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. №  260». Марина Вячеславовна уточнила, что данное решение носит технический характер, т.к. вносит изменения в формы таможенных документов (акты таможенных досмотров, осмотров и др.).
  • Решение Коллегии ЕЭК от 05.09.2017 № 113 «Об утверждении перечня товаров ЕАЭС, которые перевозятся насыпью, навалом, вывозятся с таможенной территории водными судами и в отношении которых при убытии допускается изменение количества и (или) состояния в результате смешивания товаров при их загрузке в грузовые помещения судна». Речь идет о таких товарах, как нефть, газовый конденсат, сжиженные и газообразные углеводороды.
  • Решения, принятые Коллегией ЕЭК (от 26.09.2017 г. № 128 и № 129, от 03.10.2017 г. № 131), касаются нового института уполномоченных экономических операторов. Этими Решениями утверждены заявление о включении в реестр УЭО, форма свидетельства о включении в реестр УЭО, утверждены требования к помещениям, сооружениям, открытым площадкам юридического лица, которое будет претендовать на включение в реестр УЭО.

Марина Вячеславовна также сообщила о некоторых важных, уже принятых, но еще не опубликованных решениях. В одном из них речь идет о размере обеспечения для включения в реестр таможенных представителей, которое в 2018 году будет снижено с 1 млн евро до 500 тыс. евро. Она отметила, что Кодекс хорошо оптимизирует, в части обеспечения, вопрос возможности включения юридического лица в три реестра, с разрешением предоставления одного максимального обеспечения. Таким образом, если таможенный перевозчик подает заявления на включение в реестры таможенного представителя и УЭО, то он должен будет предоставить одно обеспечение в эквиваленте 1 млн евро. 

Вторую сессию конференции, посвященную новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» открыл заместитель начальника отдела нормативного обеспечения ВЭД Департамента развития и регулирования ВЭД Минэкономразвития России Дмитрий Козлов. Дмитрий сообщил участникам конференции, что проект закона реализует нормы Таможенного кодекса, отсылающие к национальному регулированию и перечислил основные идеи Минэкономразвития, которые были учтены в законопроекте:

  • Институт «экспортного» таможенного представителя с реестровым обеспечением 5 млн рублей.
  • Перечисление таможенных платежей любым лицом (не только плательщиком) и отсрочка их уплаты на месяц.
  • Ограничение сроков проведения таможенной экспертизы до 20 дней с возможным продлением не более, чем еще на 20 дней (итого максимальный срок 40 дней), сроков проведения камеральной проверки – 90 дней, сроков рассмотрения обращений о корректировке декларации – 30 дней, и др.

Затем про цифровой документооборот рассказал руководитель Центра экспертизы и продвижения внешнеэкономических инициатив Андрей Точин. Он высказал свои сомнения по поводу «безоблачного будущего» автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров. Пока непонятно, как система будет принимать решение о регистрации декларации, какими нормами она будет руководствоваться при отказе в регистрации, и, зачем тогда вообще будут нужны нормы по обжалованию действий должностных лиц. 

Марина Лякишева, советник по вопросам таможенного права компании NAWINIA, член Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при комитете Государственной думы РФ по транспорту, руководитель экспертного совета по вопросам таможенного регулирования Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО в своем выступлении отметила, что такие институты, как СУР и постконтроль у нас работают совершенно иначе, чем во всем мире. Только с 2012 года (введение дорожной карты таможенного администрирования) к разработке таможенного законодательства стали «подпускать» бизнес, но не к СУР. Сегодня ситуация меняется, и бизнес настаивает на том, что система управления рисками должна стать прозрачной. Марина подчеркнула положительную практику проведения раз в квартал публичных слушаний в ФТС России (прим. «Альта-Софт» – видеозапись публичных слушаний публикуется на сайте www.alta.ru), и высказала надежду, что благодаря этим мероприятиям представители бизнеса смогут обсуждать с таможней волнующие их вопросы, в том числе и по системе управления рисками. Марина рассказала об институте уполномоченных экономических операторов, о позитиве от снижения ряда требований к включению в реестры лиц «околотаможенной» сферы, которые нас ожидают с 1 января 2018 года. Одним из них, еще нигде не озвученное, это отмена условия наличия в штате компании таможенного представителя двух специалистов по таможенным операциям (с квалификационным аттестатом). Марина подчеркнула, что «теперь это будет регулировать сам работодатель, кого принимать на работу и с каким образованием». 

На мероприятии также обсуждалось, что, некоторые вещи не урегулированы, например, отсутствие нормативных документов, регулирующих порядок принятия предварительных решений по таможенной стоимости товаров, или «правило непредставления документов» с декларацией на товары и последующее требование их представить, да и с электронным документооборотом пока все неоднозначно. Работы предстоит много, и работать придется всем – и Министерству финансов, как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, и ФТС России, как органу, осуществляющему функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и бизнесу. Но, как заметила в своем выступлении Марина Лякишева, есть и позитив, в комплексной программе развития ФТС России прописан механизм единого таможенного и налогового администрирования, система прослеживаемости и развития постконтроля, тоже совместного, в программе присутствуют клиентоориентированные сервисы, связанные с ЦЭД, с таможенными технологиями, а все это – ориентирует таможенную службу с тотального контроля на оказание услуг бизнесу.

Татьяна Александровна Григорьева, консультант по внешнеэкономической деятельности компании «Альта-Софт».

Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!

Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.