В прошлом году российские морские порты нарастили свою загрузку до 76,7%. Этот уровень стал наивысшим за последние десять лет, следует из данных ФГУП «Росморпорт». Увеличение оборота происходит в первую очередь благодаря росту перевалки зерна, угля и удобрений, говорят эксперты. По их мнению, к 2022 году загрузка портов имеет все шансы достичь 80–84% — максимумов середины 2000-х годов.
Рост загрузки объясняется и появлением ряда новых терминалов. В первую очередь по отгрузке сжиженного газа (ввод второго терминала по перевалке СПГ «Новатэка» в Сабетте, а также терминалов в Высоцке и Калининграде), а также мощностей в порту Калининграда и двух угольных терминалов в портах Восточный и Мурманск, добавили в «Росморпорте». Существенно расширились объемы по перевалке зерна — был введен терминал в Азове, а также нефти — в порту Приморска, рассказали «Известиям» в пресс-службе Минтранса.
Несмотря на сохраняющуюся пока общую недозагрузку (в 23,3%), компании жалуются на дефицит мощностей в отдельных регионах, говорил в конце марта замглавы Минтранса Виктор Олерский. Это заставляет крупных экспортеров зерна и минеральных удобрений пользоваться зарубежными портами или альтернативными транспортными маршрутами, к примеру, экспортными трубопроводами (для перекачки аммиака), в основном в странах Балтии и на Украине.
Чтобы избавиться от такой зависимости, компании планируют строить порты в Тамани, отметила директор по развитию агентства «Портньюс» Надежда Малышева. К примеру, к 2020 году запустить такой терминал на 5 млн т намеревается «Тольяттиазот», испытывавший проблемы с прокачкой аммиака через Украину. Новые порты, согласно принятой правительством «дорожной карте» до 2020 года, появятся также на Балтике, Баренцевом и Белом морях.
В этом году рост мощностей продолжится, они вырастут еще на 23 млн т и достигнут 1048 млн т, считают в «Росморпорте».