Как рассказал «Ъ» заместитель гендиректора ОАО РЖД — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило, российский уголь начал активно экспортироваться через порты Финляндии. Если в 2017 году туда было перевезено всего 200 тыс. тонн угля, то в 2018 году уже около 700 тыс. тонн, «а на 2019 год потребность составляет 2,5 млн тонн». Финское направление пробуют многие российские грузоотправители, утверждает топ-менеджер, а портовая инфраструктура страны готовится к тому, чтобы «осуществлять высокоэкологичную перевалку этих грузов». Алексей Шило добавил, что железные дороги двух стран эффективно взаимодействуют и уже в этом году планируется запустить систему, когда через электронную торговую площадку (ЭТП ГП) ОАО РЖД можно будет загрузить российские вагоны в Финляндии, чтобы они не возвращались порожняком.
Финляндия — одно из не слишком популярных направлений, на которые ОАО РЖД пытается переключить экспортные грузопотоки с перегруженных путей к экспортным портам Дальнего Востока, Юга и Северо-Запада. В конце прошлого года монополия объявила грузоотправителям, что пропускная способность инфраструктуры в этом году позволит обеспечить рост погрузки угля по этим направлениям только на 1,2%, 1,5% и 1,9% соответственно, поэтому участникам рынка нужно искать другие маршруты экспорта
Кроме Финляндии это, например, Калининград и порты Грузии. На Калининград, говорит господин Шило, в 2018 году поставили 500 тыс. тонн угля, а в 2020 году на терминалах ОАО РЖД можно будет переваливать уже 2,5 млн тонн. Также развивается экспорт через сухопутные погранпереходы в Турцию, где уже идут небольшие поставки (15 тыс. тонн в месяц) в адрес грузинских портов, чему «способствуют тарифные условия, которые предоставили азербайджанские и грузинские железные дороги». В Грузинских железных дорогах «Ъ» сообщили, что уголь в направлении грузинских портов транзитно перевозится с осени 2018 года.
Также, по словам господина Шило, для разгрузки классических экспортных направлений ОАО РЖД переориентирует с них уголь сопредельных государств. Так, монополия предоставила скидку в 50% грузоотправителям Казахстана при поставке угля в Прибалтику, чтобы на порты РФ шел уголь российских грузоотправителей. С сентября 2018 года до конца этого в прибалтийском направлении уйдет 600–700 тыс. тонн казахстанского угля. Для российских грузоотправителей скидка не была бы так привлекательна, поскольку транзитные ставки гораздо выше.