В Счетной палате (СП) предложили повысить качество оказания услуг и потребительские свойства платных дорог, а также пересмотреть метод расчёта стоимости проезда по таким участкам. Об этом сообщается на сайте СП.
По итогам проверки концессионных соглашений по строительству платных трасс — «Новый выход на МКАД» и М-11 «Нева» (участок 15-58 км) аудиторы отметили, что сейчас требования к платным и бесплатным дорогам практически не отличаются.
В связи с этим СП предлагает поднять требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам платных автомобильных дорог. «Сейчас они (требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам) не отличаются от требований к бесплатным дорогам, при этом скоростные режимы разные», — говорится в сообщении.
«Освещение на участке 15-58 км автодороги Москва — Санкт-Петербург устроено согласно установленным требованиям, то есть вблизи населенных пунктов и на транспортных развязках, а это только 30 процентов его протяженности. При этом это платный участок дороги. Там разрешенные скорости более высокие, это влияет на безопасность движения», — приводятся на сайте слова аудитора Валерия Богомолова.
Кроме того, в СП считают необходимым пересмотреть методику определения стоимости проезда. «Сейчас, по условиям соглашений, концессионер может ее устанавливать исходя из востребованности любого отдельно взятого участка трассы. В результате тариф за 1 км пути на разных участках может отличаться более чем в три раза», — пояснили в контрольном ведомстве.
«На маршруте Москва — Шереметьево-2 с трафиком 4,6 млн автомобилей за 2019 год стоимость проезда для легкового транспорта составила 310 рублей за 10,5 км пути, или 30 рублей за 1 км. По маршруту от Шереметьево-2 до Московского малого кольца с трафиком 70 тыс. автомобилей за год максимальная стоимость проезда составила 250 рублей, но уже за 28 км, или девять рублей за 1 км», — обратил внимание Богомолов.
В Автодоре с выводами ведомства согласились. «Мы готовы совместно с Министерством транспорта и Счетной палатой вести работу по изменению методики расчета платы за проезд. Также государственная компания полностью поддерживает необходимость повышения качества услуг и потребительских свойств и готова принять активное участие в разработке дополнительных требований к проектированию и строительству платных автомобильных дорог высших категорий», — прокомментировал результаты проверки первый замглавы Автодора Сергей Перников.
Кроме того, СП предложила пересмотреть условия концессионных соглашений на строительство автодорог, оптимизируя расходы из бюджета и сверхдоходы концессионеров, которые строят дороги.
«Заключение концессионных соглашений для строительства этих дорог не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 млрд рублей. Эту сумму государство выплатило концессионерам в качестве компенсации за недополученный доход. Причина такой ситуации — длительная процедура изъятия и оформления земельных участков под строительство дорог», — говорится в сообщении ведомства.
Ранее сообщалось, что с 26 октября в России введен запрет на движение по платным автомобильным дорогам без оплаты проезда. При этом цены на услугу должны ограничить и сделать равными для всех транспортных средств одной категории.