В сравнении с судебным разбирательством ведомственное обжалование имеет ряд преимуществ:
- жалобы рассматриваются таможенными органами в течение месяца, при условии, что соблюдены требования статей 288, 289 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в то время, как в течение указанного срока суды успевают провести только предварительное судебное разбирательство;
- решение по жалобе вступает в законную силу немедленно и является обязательным для таможенного органа, чье решение, действие, бездействие обжаловалось;
- отсутствуют финансовые затраты для участников ВЭД, такие как уплата государственной пошлины, привлечение на договорной основе юристов для отстаивания интересов в судах, командировочные расходы и т.д.
Иными словами, досудебное обжалование позволяет организации, обратившейся с жалобой на действие или бездействие должностных лиц таможенного органа, существенно сократить временные и финансовые издержки.
К тому же в настоящее время существенно упрощен порядок подтверждения полномочий лица, подавшего жалобу: исключены нормы, предусматривающие необходимость представления учредительных документов и документов, подтверждающих служебное положение, вместо этого необходимо лишь указать идентификационный номер налогоплательщика.
Также законодателем предусмотрено право лица, в отношении которого таможенным органом принято решение (совершено действие) в течение шести месяцев обратиться с запросом в этот таможенный орган (как письменно, так и устно) о причинах и основаниях их принятия (совершения).
При этом устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения, а письменный запрос в течение десяти дней со дня его получения (статья 265 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Кроме того, досудебное урегулирование споров позволяет таможенным органам своевременно получить информацию о нарушениях и акцентировать внимание на «слабом» направлении деятельности в целях недопущения нарушений в дальнейшем.