25 лет успешной работы!
Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Новости ЕАЭС

«Электронная таможня»: итоги заседания рабочей группы ЕЭК во II квартале

«Электронная таможня»: итоги заседания рабочей группы ЕЭК во II квартале
29 июня 2017 года Евразийская экономическая комиссия провела V заседание тематического блока «Электронная таможня» рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД.
11 июля 2017 г.

В рабочую группу входят представители ЕЭК, органов власти стран-участниц ЕАЭС, общественных организаций и бизнеса, в том числе компании «Альта-Софт».

На повестке дня были следующие темы:

  1. Об организационных вопросах работы тематического блока (динамика работы блока, приоритеты, проект плана работ тематического блока на второе полугодие 2017 года).
  2. О предложениях по реализации пункта 3.1.1. Детализированного плана на 2017 год в части процедуры B2G «Подача, регистрация и отказ в регистрации декларации на товары» перечня приоритетных для унификации процедур, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 г. № 171.
  3. Разное.

Первым выступил Дуйсебаев Сержан Дамебаевич, заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики (ДТЗиПП) и доложил об организационных вопросах работы тематического блока на второе полугодие 2017 года

Предыдущее заседание тематического блока состоялось 27 марта 2017 года. На заседании были определены приоритеты работы блока в текущем году, а именно:

  • разработка стратегии развития электронной/цифровой таможни, как элемента механизма «единого окна»;
  • регламентация процедур взаимодействия B2G;
  • анализ института скоординированного управления границей.

На сегодняшний день закончен анализ состояния развития уровня электронного декларирования, подготовлен проект регламента для процедуры «Подача, регистрация и отказ в регистрации декларации на товары», обсуждены подходы к определению понятий «электронная/цифровая таможня» и «безбумажная таможня».

Поводом для обсуждения стали невыполненные пункты плана рабочей группы, которые касались анализа процедур B2G, связанных с прибытием/убытием товаров, анализом бизнес-процессов и процедур B2B, возникающих при электронном декларировании, а также подготовки предложений по гармонизации сведений из документов, необходимых для подачи декларации на товары, внесению изменений в нормативно-правовые акты, позволяющих полностью перейти к электронному документообороту.

Особое внимание С.Д. Дуйсебаев уделил слабой вовлеченности членов тематического блока в проводимую работу, подчеркнув, что её успешность напрямую зависит от инициативы как государственных органов, так и представителей бизнеса государств-членов ЕАЭС в части решения проблем реализации механизма «единого окна». С.Д. Дуйсебаев призвал членов тематического блока к более активной разработке предложений по содержательному наполнению плана работ блока на второе полугодие 2017 года с учетом уже сложившейся динамики и выбранных приоритетов. 

С учетом динамики выполнения плана рабочей группы и выбранных приоритетов усилиями Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики подготовлен план работы тематического блока на второе полугодие 2017 года.  Кроме того, С.Д. Дуйсебаев обозначил необходимость создания общепринятого определения понятия «цифровая таможня», обозначения её роли и отличий от понятия «электронная таможня».

Алексей Валерьевич Бондаренко, секретарь тематического блока, консультант отдела перспективных таможенных технологий ДТЗиПП отметил необходимость разработки концепции развития электронно-цифровой таможни как инструмента реализации эталонной модели «единого окна» в сфере таможенного регулирования, важность продолжения работ по наполнению глоссария терминов, а также целесообразность определения пилотной зоны в рамках реализации национальных механизмов «единого окна».

В процессе обсуждения стороны предложили привлечь к участию в анализе бизнес-процессов B2B государственные органы, а также было отмечено, что в рамках исследования, выполняемого для ЭСКАТО, было собрано большое количество информации о процедурах В2В и B2G.

Ниже представлены мероприятия в соответствии с Проектом плана второго полугодия работы тематического блока «Электронная таможня» по выполнению Детализированного плана на 2017 год:

  • июль: подготовка справочных материалов по скоординированному управлению границей;
  • август: анализ бизнес-процессов и процедур взаимодействия между хозяйствующими субъектами (В2В), возникающих при электронном декларировании товаров, и подготовка отчета по этому анализу;
  • сентябрь: разработка подходов по реализации скоординированного управления границей и заседание тематического блока 14 сентября 2017 года;
  • октябрь: сбор и обобщение результатов анализа бизнес-процессов и процедур взаимодействия между хозяйствующими субъектами (В2В), возникающих при электронном декларировании товаров; подготовка перечня нормативных правовых актов государств-членов, связанных с оформлением и использованием документов, необходимых для подачи декларации на товары, в которые необходимо внести изменения, позволяющие создать условия для перехода на электронный документооборот; обсуждение актуальных вопросов участия таможенных органов в реализации механизма «единого окна» в рамках круглого стола на ежегодной выставке, проводимой ФТС России; определение пилотной зоны проекта, относящегося к элементам национального механизма «единого окна»;
  • ноябрь: рекомендации по развитию института электронного декларирования в рамках функционирования механизма «единого окна»; сбор и обобщение результатов анализа бизнес-процессов B2G, связанных с прибытием/убытием товаров; разработка структуры проекта стратегии (концепции) развития «электронной/цифровой таможни» как необходимого элемента национального механизма «единого окна» для упрощения административных процедур;
  • декабрь: подготовка предложений для включения в глоссарий терминов Продолжение работ над проектом стратегии (концепции) развития «электронной/цифровой таможни» как необходимого элемента национального механизма «единого окна» для упрощения административных процедур и заседание тематического блока 20 декабря 2017 года.

Во второй части заседания был заслушан доклад А.Н. Галанаматиса, начальника отдела таможенных информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры и О.Э. Довголенка, советника отдела таможенных информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры «О предложениях по реализации пункта 3.1.1. Детализированного плана на 2017 год в части процедуры B2G «Подача, регистрация и отказ в регистрации декларации на товары» перечня приоритетных для унификации процедур, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 г. № 171».

Перечень документов и сведений из документов будет использован для проведения работ в соответствии с другими пунктами Детализированного плана на 2017 год. В частности, планируется гармонизация сведений из документов с моделью данных Союза, разработка унифицированных требований к электронному виду документов (электронным документам), их структурам и форматам в электронном виде, регламентация порядка направления и получения сообщений (запросов) в процессе информационного взаимодействия в рамках унифицируемых процедур B2G.

В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары. Исключением являются случаи подачи декларации на товары на бумажном носителе. В этом случае декларация на товары сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары, если иное не установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Национальном законодательством о таможенном регулировании в странах Союза может быть предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом, а также может быть установлен порядок представления указанных документов. 

Документы и сведения из документов, необходимые для процедуры B2G «Подача, регистрация и отказ в регистрации декларации на товары», определены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Инструкцией о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2014 г. № 98. К ним следует отнести:

  1. Документ (B2G) – декларация на товары;
  2. Сведения (B2G) – сведения, подлежащие указанию в декларации на товары;
  3. Сведения (G2В) – сведения о дате и времени подачи декларации на товары.
  4. Сведения (G2В) – сведения об отказе в регистрации декларации на товары. Перечень сведений законодательно не определен. Предлагается рассмотреть следующий перечень сведений: 
    - сведения о дате и времени отказа в регистрации;
    - причины отказа в регистрации;
    - рекомендации по устранению ошибок, выявленных при проверке декларации на товары, если это предусмотрено законодательством государств-членов.
  5. Сведения (B2G) – сведения о дате и времени поступления информации об отказе в регистрации ДТ.

Следует отметить, что Инструкцией не определен перечень и порядок направления декларанту или таможенному представителю сведений о регистрации декларации на товары (сведения (G2В)).

Для проведения дальнейших работ на 2017 год требуется:

  1. одобрить перечень сведений об отказе в регистрации декларации на товары (сведения (G2В)), которые в соответствии с Инструкцией направляются декларанту или таможенному представителю в электронном виде с использованием информационных технологий);
  2. решить вопрос о необходимости определения Комиссией перечня сведений о регистрации декларации на товары и порядка их направления декларанту или таможенному представителю (сведения (G2В)).

По результатам выступления по второму вопросу представители союзных Республик отметили отсутствие возражений относительно перечня сведений, направляемых при отказе в регистрации декларации на товары. При этом представители Республики Беларусь отметили целесообразность разработки единых способов определения и формирования «метки времени» в таможенных документах.

Предполагается, что вопрос состава сведений будет предметом обсуждения в рамках совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.

В рамках обсуждения третьего вопроса представители Республики Армения предложили ежегодно проводить анализ состояния развития механизма «единого окна», актуализируя информацию по реализации отдельных элементов механизма «единого окна». Кроме того, было отмечено несоблюдение требований по уровню представленности членов рабочей группы другими государствами-членами ЕАЭС.

По материалам ЕЭК.
Евгения Константиновна Шкуренко, эксперт по ВЭД компании «Альта-Софт», к.э.н.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Страница: Новости ЕАЭС