«Принятие документа ожидается в следующем году. Он определит общие подходы к установлению особых мер защиты прав и интересов детей, пожилых граждан и инвалидов, которые из-за своей доверчивости, недостаточности знаний, ограниченных физических возможностей зачастую становятся жертвами недобросовестных продавцов и исполнителей услуг»,– проинформировал участников заседания Виктор Назаренко.
Планируется обеспечить этим категориям граждан возможность получать информацию о товарах в доступном формате. В стадии дискуссии на находится вопрос об установлении особых (повышенных) мер ответственности для недобросовестных продавцов за введение таких потребителей в заблуждение относительно свойств товара.
Внедрение положений и принципов ранее принятой Рекомендации Коллегии Комиссии от 21 ноября 2017 года №27, определившей общие для стран Союза подходы к защите потребителей при дистанционной торговле, позволило создать в государства-членах основу для реформирования национального законодательства в этой сфере.
Члены Консультативного комитета позитивно оценили результаты работы Комиссии и наметили новые направления совместной деятельности по защите потребителей в рамках Союза, обратив особое внимание на сферы интернет-торговли и туризма.
Такими направлениями в следующем году станут научно-обоснованная проработка создания института независимой потребительской экспертизы товаров и услуг, создание регионального технического комитета по стандартизации в сфере защиты прав потребителей, разработка проектов программ по защите прав потребителей с учетом международного опыта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), внедрение новых информационных технологий.
«Эффективность дальнейшей евразийской интеграции напрямую зависит от совершенствования механизмов защиты прав потребителей на получение безопасных и качественных товаров и услуг. Каждый житель Союза должен чувствовать себя защищенным на евразийском пространстве, так как основывается на чувстве защищенности человека в условиях единого рынка, доверии людей к безопасности и качеству на пространстве Союза», – подчеркнул Виктор Назаренко.
В этой связи министр ЕЭК предложил поощрять добросовестные деловые практики, создавать единые, в то же время учитывающие национальные особенности, механизмы предупреждения нарушений и установления четкой ответственности предпринимателей перед потребителем.
Кроме того, на заседании рассмотрен подготовленный Комиссией Обзор правового регулирования в сфере противодействия незаконному обороту фальсифицированной продукции в странах Евразийского экономического союза, который будет направлен в страны для подготовки на его основе предложений по определению совместных механизмов защиты внутреннего рынка Союза.
По предложению Кыргызской Республики следующее заседание Консультативного комитета по защите прав потребителей ЕЭК состоится в 2019 году в рамках международного форума «Евразийская неделя».