Появление в России большого числа конкурирующих производителей товаров и услуг делает особо актуальной проблему их индивидуализации. В том, чтобы продукция была узнаваемой и обладала характерными свойствами и отличительными чертами, заинтересованы как сами производители, так и потребители. Задача государства - защитить права производителя на средства индивидуализации и не допустить возможности введения потребителя в заблуждение. Как она решается сегодня?
Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий подлежат правовой охране, которая установлена гл. 76 ГК РФ. Средствами индивидуализации предпринимателей, продукции, работ и услуг являются - фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения. Основной их функцией является отличительная функция, которая позволяет покупателю отождествлять маркированный товар с конкретным производителем, вызывает определенное представление о качестве продукции.
Владелец товарного знака (правообладатель) имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.
Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
С 03.08.2013 вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 194-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14.7 и 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Отдельной частью в ст. 14.10 КоАП РФ выделено производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
Контрафакт - это производство продукции, тиражирование и использование без разрешения владельца его торговой марки, наработанного имиджа, деловой репутации, интеллектуальной собственности. Надо четко понимать: контрафакт - это воровство интеллектуальной продукции. Кто его реализует, является лицом, сбывающим краденое.
Таким образом, исходя из своей гражданской позиции, каждый потребитель сам решает, покупать «краденый» товар или нет, сообщать о фактах реализации (производства) контрафактной продукции или нет контролирующим органам.
С начала 2013 года из реализации на внутреннем рынке Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) по результатам проведенных Ямало-Ненецкой таможней совместно с ОМВД по ЯНАО и Роспотребнадзором по ЯНАО изъято 3710 единиц контрафактной продукции (далее – ЕКП), возбуждено 36 дел об АП по ст.14.10 КоАП России (2142 ЕКП), 8 дел об АП по ч.1 ст.7.12 КоАП России (1356 ЕКП), 2 уголовных дела по ст.180 УК РФ (11 ЕКП) и по ч. 2 ст. 146 УК РФ (201 ЕКП). Ущерб, нанесенный правообладателям, оценивается в более чем 6 миллионов рублей.
Основная доля изъятых товаров - DVD-диски (41,85%), одежда и обувь (41,75%) торговых марок «Adidas», «Burberry» и «Louis Vuitton».
Пресс-служба Ямало-Ненецкой таможни