Издревле хмельные напитки на Руси продавали в корчмах – частных питейных заведениях, иногда постоялых дворах, где можно было поесть и заночевать. Но уже в 17 веке торговля спиртным стала монополией государства. На территориях, подконтрольных Московскому княжеству, алкогольные напитки разрешалось продавать и распивать только в казенных питейных домах и «кабаках» - специально отведенных местах.
Государство производило алкоголь на своих винокурнях и реализовывало через выборных бурмистров («торговля на вере»). Для получения дополнительного дохода, иногда продажу и производство алкоголя отдавали в откуп частным лицам, на определенный срок.
До середины 18 века преобладала госмонополия на продажу алкоголя, но к 1795 году она почти полностью была вытеснена откупной системой. Злоупотребления откупщиков, такие как продажа спиртного в долг и неуплата налогов, привели к тому, что взамен откупов была сначала введена система «акцизно-откупного комиссионерства», а затем - уже в 1860 году - были утверждены основные положения акцизной системы налогообложения алкогольного производства. В 1863 году был введен акциз со спирта, вина и других крепких напитков, и патентного сбора со всех заводов и питейных заведений.
Освобождались от платежа акцизов:
- спиртные напитки, вывозимые за границу;
- спирт, используемый на фабриках по производству осветительной жидкости;
- все напитки и изделия, изготовленные из спирта и вина, оплаченных акцизом;
- уксус и медовый квас.
Для контроля уплаты акцизов стали применяться акцизные марки или бандероли (от французского слова banderole - перевязь или полоса бумаги, ткани, жести), напечатанные на узких полосках бумаги. Оклейка товара бандеролью служило как для гарантии от подделки, так и для подтверждения оплаты таможенной пошлины или акциза правительству. В дореволюционное время бандерольная система применялась к крепким напиткам, приготовленным внутри страны из оплаченного уже акцизом вина, а также к привозимым из-за границы в разлитом виде.
При введении акцизной системы, неограниченный законом рост числа питейных заведений привел к еще большему развитию пьянства в народе. Потребовались срочные меры по упорядочению торговли алкоголем. Было решено заменить акцизную систему казенной винной монополией, однако законодательно это закрепили только в 1894 году. Государство стало монополистом именно по продаже, производство же было предоставлено частникам, у которых казна приобретала спирт по ценам, установленным Министерством финансов. В советское время с 1922 года пользовались старыми акцизными марками (бандеролями), затем был разработан собственный дизайн, но с окончанием НЭПа их выпуск был полностью прекращен за ненадобностью.
В Российской Федерации акцизные марки были введены в обращение постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России.
В декабре 1997 года вышло постановление правительства РФ «О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации», которым с запрещалось производство, реализация и продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28% объема единицы алкогольной продукции без специальной марки с указанием пределов емкости тары, используемой для розлива.