Для участников сражений началась мирная жизнь, и фронтовиков постепенно начали отправлять домой. Военные трофеи из побежденной Германии в качестве подарков семье вез каждый военнослужащий, а офицеры имели возможность забрать с собой даже автомобиль. Но почему в Советском Союзе после войны было так мало трофейных немецких машин?
На то было несколько причин.
Поначалу постановлением Народного Комиссариата обороны от 9 июня 1945 года командному составу было разрешено практически свободное приобретение в личную собственность трофейных немецких автомобилей.
По негласному табелю о рангах роскошные авто доставались высшему командному составу, старшие офицеры имели право на машины среднего класса, а младшим по званиям полагались малолитражки и мотоциклы.
Со временем оформить в собственность трофейный автомобиль в оккупированной Германии становилось все труднее и труднее. В конце 1945 года это стало доступно только офицерам от майора и выше, а с мая 1946 года – только полковникам и выше, и только путём покупки.
Но не деньги были проблемой - с декабря 1944 года военнослужащие получали двойное жалование в рублях и марках по курсу. Советский офицер мог легально купить автомобиль за месячную зарплату, так как машины стоили очень дёшево из-за дороговизны бензина в послевоенной Германии. Проблемой было то, что приобретение в собственность автомобиля с мая 1946 года стало возможным лишь при наличии так называемого «Разрешения на право владения личной автомашиной», которое добыть было очень непросто.
Во время войны советской западной границы и таможни не существовало, и ввезти можно было всё что угодно. Но с 1946 года советская таможня стала облагать ввозимые легковые автомобили таможенной пошлиной в размере 100% её стоимости, которая приравнивалась к цене аналогичных по классу новых советских машин (роскошный «ЗИМ» стоил тогда 40 тыс. руб., среднего класса «Победа» – 16 тыс. руб., бюджетный «Москвич» – 6 тысяч). То есть, чтобы ввезти немецкую машину в СССР, фронтовику требовалось выложить сумму в размере стоимости новенького советского авто.
Прибавьте к этому необходимость покупать на Родине для машины гараж, а также дефицит бензина, который в послевоенном СССР был лимитирован, и который можно было достать только на чёрном рынке. Наконец, немецкие машины не были предназначены для езды по разбитым советским дорогам, и в случае серьезной поломки найти для них запчасти было просто невозможно.
Выкладывать за такое удовольствие огромные деньги могли позволить себе только генералы и интенданты, поэтому офицеры-фронтовики массово бросали свои немецкие автомобили прямо на границе.