Продукция легкой промышленности – одежда, обувь, текстиль для дома, а также материалы для их изготовления - вторая по значимости статья расходов после продуктов питания. Она не только необходима для комфортной жизни, но иногда даже может служить антидепрессантом для прекрасной половины человечества.
Немного истории: в конце XIX века лёгкая промышленность определяла индустриальное развитие России, занимая значительную долю в общем объёме промышленного производства (32,4 % в 1887 году, 26,1 % в 1900 году).
СССР был одним из мировых лидеров в лёгкой промышленности в мире и занимал первое место в мире по производству обуви, второе место по производству текстильных и швейных изделий.
В 1990-е годы произошёл значительный спад производства изделий лёгкой промышленности. Открытие рынка привело к массовому притоку дешёвых импортных товаров. Продукция лёгкой промышленности оказалась неконкурентоспособной по сравнению с иностранными производителями.
В настоящее время в российском легпроме работает около 15 тыс. крупных, средних и малых предприятий с годовым объёмом производства в 463 млрд рублей. Это второе место после рынка продовольствия. Предприятия расположены в 72 регионах страны, причём большая их часть — в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах.
Российская легкая промышленность на данный момент обеспечивает 35,5% потребности страны, каждый год показывая медленный рост. По данным Минпромторга, за прошлый год заметнее всего – на 20% по каждой позиции - выросло производство мужских костюмов, курток, спортивной и спецодежды. За 2018 год в России сшили 120 млн пар обуви, что на 3,7% больше, чем в 2017.
Тем не менее, импорт по-прежнему имеет решающее значение для отрасли и потребностей населения. Ввозится как готовая продукция, так и материалы для швейной, ткацкой и обувной промышленностей. По данным таможенной статистики за 2018 год, доля текстиля, изделий из него и обуви составила 6% от всего объема российского импорта.
Суммарно было ввезено продукции легкой промышленности на 16,1 млрд долларов США, что на 12% больше, чем в 2017 году. Выросли закупки химических нитей и волокна, трикотажного полотна, текстильной одежды, при этом снизился импорт обуви.
Экспорт отрасли за 2018 год составил 1,5 млрд долларов, треть из которого поставили в страны дальнего зарубежья, а две трети - в страны СНГ, показав при этом рост 7%. На иностранные рынки вывозилась спортивная и детская одежда, домашний, медицинский текстиль, постельные принадлежности, кожевенно-обувная продукция, мех и меховые изделия.