В Советском Союзе относительно нефти проводилась политика, аналогичная политике царской России: внутренние потребности страны считались приоритетными, а сырую нефть, по возможности, перерабатывали – вывозили нефтепродукты. В 1925 г., с ростом нефтедобычи, в России началось строительство нефтеперерабатывающих заводов. Важно заметить, что при строительстве использовались новейшие технологии нефтепереработки того времени. Так, с целью углубления переработки нефти и увеличения выхода светлых нефтепродуктов (бензина и керосина), в Англии и США были заказаны технологии термического крекинга. Кроме того, оплата за поставленное оборудование велась не деньгами, а произведенными на этом оборудовании нефтепродуктами, в рамках «компенсационных сделок». В 1927 г. была получена первая продукция Батумского керосинового завода.
До второй мировой войны нефтепродукты являлись одним из немногих источников внешнеторговых доходов страны, а также средством оплаты. Вплоть до 1934 года Советский Союз не мог расплачиваться золотом с Европой и Америкой за приобретаемую технику и оборудование из-за введенной в 1925 году «золотой блокады».
К 1928 г. структура мирового нефтеэкспорта существенно изменилась по сравнению с довоенным временем и существенно отличалась от структуры нефтеэкспорта СССР. Доля керосина на международном рынке за 15 лет упала втрое и составляла 9,3 %, хотя в советском вывозе нефтепродуктов керосин занимал почти четверть объема –24,3 %. Мировой экспорт бензина увеличился вдвое и практически весь бензин, произведенный в Советском Союзе, отправлялся заграницу. При снижении спроса на керосин в Европе приходилось вывозить советский керосин на рынки Востока – в Египет, Индию, Турцию и Персию. В начале 1930-х годов Советский Союз продолжал осваивать новые рынки. В 1931 г. советские нефтепродукты впервые появились в южном Китае и Корее, в 1932 г. – Канаде и Новой Зеландии.
К концу первой пятилетки нефтепродукты были самой крупной статьей советского экспорта и составляли 18,7 % от его общей стоимости. Во второй пятилетке нефтяной экспорт СССР значительно упал: нефти едва хватало для удовлетворения внутренних потребностей. Прирост ее добычи резко замедлился, а потребности в нефтепродуктах возросли. Бензин стал нужен для своих автомобилей, производство которых в СССР с 1927 по 1935 год выросло почти в 150 раз. Примерно таким же было положение с горючим для тракторов: с 1926/1927 г. его потребление увеличилось в 18,7 раза. Все больше нефтепродуктов требовали авиация и вооруженные силы. В результате, вместо намечавшихся к 1937 г. 4,25 млн т бензина и лигроина вывезли в 10 раз меньше. В годы второй пятилетки структура советского экспорта изменилась. Доля нефтепродуктов уменьшилась, и объем выручки от их реализации был ниже, чем от реализации лесоматериалов, хлеба и пушнины.
Уменьшение вывоза нефти и нефтепродуктов из СССР продолжалось и в годы третьей пятилетки. В 1940 г. нефтеэкспорт незначительно вырос, что объясняется крупными поставками нефтепродуктов в Германию.
Географическая структура советского экспорта нефти в этот период заметно менялась. В 1927/1928 г. на первом месте по объему ввоза из СССР нефти и нефтепродуктов стояла Италия, на втором была Великобритания, на третьем – Франция, на четвертом – Германия. Те же четыре страны, правда, в иной последовательности лидировали как импортеры советских нефтепродуктов и в 1929 г. – Великобритания, Италия. Германия, Франция. С 1933 г. и по физическому объему, и по стоимости на первом месте среди покупателей советской нефти стояла Германия.
Продолжение следует…