Аналитики ИКСИ ссылаются на данные Федеральной таможенной службы (ФТС). Формально дела у российских машиностроителей обстоят вполне благополучно. Так, с 2000 по 2006 год продажи российских машин и оборудования за рубеж выросли в 1,8 раза. Однако этот рост намного меньше прироста экспорта в целом - за тот же период он увеличился в 2,8 раза. Доля продукции машиностроения в структуре экспорта сократилась с 11 процентов (в конце 90-х гоtдов) до 5,5 в 2006 году.
При этом, как пояснил "Российской бизнес-газете" ведущий специалист института Дмитрий Плеханов, "быстро меняется" страновая структура" экспорта. То есть уменьшается доля стран, характеризующихся высоким уровнем экономического развития. Зато растет экспорт в развивающиеся страны". К примеру, с 2000 по 2005 год доля Украины и Казахстана в структуре экспорта увеличилась на 8 и 8,3 процента соответственно. Доля Европы и США, напротив, снизилась на 1-5 процента. Доля Китая осталась без изменений.
В 2006 году Россия экспортировала машин и оборудования на 16,5 миллиарда долларов, годом ранее - на 13,5 миллиарда.
В январе - мае этого года машин и оборудования за рубеж было продано на 5,9 миллиарда долларов (4,6 процента всего объема экспорта), на рынки СНГ пришлось 3,2 миллиарда.
- Российские производители выбрали свою стратегию - это своего рода экспансия на развивающиеся страны (с ВВП на душу населения менее 10 000 долларов), туда и наращиваются поставки, - констатирует Дмитрий Плеханов. - В относительно небогатых государствах есть устойчивый спрос на недорогие, но не слишком качественные российские машиностроительные товары. В развитых странах очень жесткие стандарты качества, к примеру, по экологии, и это серьезный ограничитель для нашего экспорта.
- Дополнительный индикатор того, что Россия концентрируется на развивающихся странах, - продолжает Плеханов, - наш автопром. К примеру, отечественные предприятия активнейшим образом обзаводятся "дочками" в Индии или Египте. Однако существует опасность, что скоро эти рынки перенасытятся, и перспектив для роста у отечественных экспортеров не останется. Второй фактор риска - серьезная конкуренция развитых стран. Так что в долгосрочной перспективе нашим машиностроителям надо серьезно задуматься о диверсификации производства.
- Сегодня компании из развитых стран сплошь и рядом переносят производство в страны развивающиеся, - говорит Владимир Клюев, генеральный директор столичного НПО. - Значит, меняется географическая структура экспорта. Но удивительно, что он вообще не исчез. Доля конкурентоспособных компаний в обрабатывающей промышленности - всего 20 процентов. Износ основных фондов по стране больше половины.
Кстати, согласно подсчетам минэкономразвития в структуре инвестиций в основной капитал машиностроение прочно занимает последнее место - на его долю приходится лишь 2,3 процента капиталовложений. В то же время более 25 процентов направляются в добычу полезных ископаемых и сырьевой комплекс.
Жанна Трофимова