Раз в год Институт экономики переходного периода спрашивает у менеджеров промпредприятий, насколько высока для них конкурентная борьба. Конкуренция с импортерами плавно росла с 2000-2001 гг. и резко подскочила в 2005 г. (с 58% до 70% опрошенных). Максимум был в 2006 г.: 73% из более 700 опрошенных предприятий соперничали с импортом. В этом году показатель снизился до 67%.
В 2007 г. ослабление конкуренции ощутили все отрасли, кроме пищевой, где она за пять лет возросла вдвое. Но в 2007 г. влияние импорта ощущали только 62% предприятий пищепрома. Присутствие зарубежных товаров заметили 76% машиностроителей и 75% металлургов. В легкой промышленности с иностранной конкуренцией столкнулись две трети компаний.
В 2004-2005 гг. прирост внутреннего спроса почти полностью покрывался импортом, а в 2006-2007 гг. выросла доля отечественных производителей, замечает Владимир Сальников из ЦМАКП. Промышленность в этом году растет в 1,5 раза быстрее, чем в прошлом, а инвестиционный спрос — на 60%. Не замедляется и рост спроса, как и его подпитка банковскими кредитами, отмечает Валерий Миронов из Центра развития.
Помогло промышленникам и двукратное замедление темпов укрепления рубля, полагает он. По оценке Центробанка, в 2006 г. реальный эффективный курс рубля вырос на 9,4%, за 11 месяцев этого года — на 4,1%. Рост производительности труда в промышленности (на 8%) превысил темп укрепления рубля, говорит Миронов, впервые за три года.
Выдержать конкуренцию помогли инвестиции, рассказывает гендиректор Экспериментального машиностроительного завода (Углич) Алексей Пшеницын: за счет нового оборудования завод производит новые товары. Росту промышленности способствует и импорт, половина которого — инвестоборудование, отмечает Миронов.
Оптимистические данные опроса обманчивы, говорит гендиректор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич. Производители могут не ощущать сильной конкуренции из-за роста спроса, но из проданных в России в 2006 г. 450 млн пар обуви только 60 млн — отечественные, сетует она: 150 млн — импорт, остальное — контрабанда. «Средняя цена обуви из Китая — $13, российской — порядка $30, потребитель голосует рублем», — отмечает она. Импорт обуви за три квартала вырос на 92%, а 90% импорта — из Китая.
Конкурентоспособность предприятий растет, считает Сальников: из-за роста рынков выгоднее создавать производство в России, чем наращивать импорт.
Ольга Кувшинова
Ведомости
17.12.2007, № 238(2012)