Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Экономическое партнерство в новых геополитических условиях: итоги работы таможни и планы на будущее

Экономическое партнерство в новых геополитических условиях: итоги работы таможни и планы на будущее
Руслан Валентинович Давыдов, временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной таможенной службы
г.

Стенограмма выступления Р. В. Давыдова 31 октября 2023 года на Международном таможенном форуме.

«Добрый день! Рад приветствовать всех участников форума, сотрудников таможенных органов. В этом году на форуме присутствуют коллеги из 25 стран. Мы сегодня утром подписали 8 международных соглашений, протоколов, договоренностей о сотрудничестве в области таможенного дела. Считаем, что это неплохой результат. Во второй день форума мы обмениваемся лучшими практиками, уже достигнут целый ряд договоренностей об обмене опытом в ближайшее время, посещениях ситуационных центров, центров управления рисками, центров развития искусственного интеллекта в различных странах от Бразилии до Узбекистана. Поэтому хотел еще раз сказать огромное спасибо всем гостям и всем партнерам форума, которые принимают активное участие в нашей работе.

В новых геополитических условиях вызовы, с которыми сталкивается российская экономика, они серьезные, глобальные. И таможня должна делать то, что она может. В первую очередь, это, конечно же, работа по автоматизации наших процедур, по ускорению таможенного оформления. Антон Германович Силуанов (прим. Альта-Софт: Министр финансов Российской Федерации) говорил о том, что таможне требуется работать быстро, четко и обеспечивать выбор объектов контроля с помощью управления рисками.

Могу сказать, что по количеству деклараций мы идем «ноздря в ноздрю» с прошлым годом. По состоянию на 30.10.2023 оформлено 3,22 млн деклараций на товары. В условиях санкций и ограничений сроки оформления мы не снизили. Средние сроки оформления – 56 минут при импорте и 30 минут при экспорте, естественно, если идет автовыпуск, которого у нас больше 27% по всем декларациям, то это 2 – 2,5 минуты. Ну и авторегистрация – это 85%. Более 85% деклараций выпускается в течение 4-х часов. Коллега из Владивостокского порта подтвердил, что абсолютное большинство деклараций во Владивостокском порту выпускается полностью автоматически. 

Модифицируется система управления рисками. У нас 13 тыс. компаний низкого уровня риска. Собственно, это те компании, которые до последнего времени получали право на автоматический выпуск товаров. С 20 октября мы начали практиковать автоматический выпуск товаров для компаний среднего уровня риска. По последнему категорированию у нас из 122 тыс. активных участников ВЭД 102 тыс. относятся к среднему уровню риска. То есть мы создали возможность автоматического выпуска товаров для компаний малого и среднего бизнеса. И уже около 1 тыс. таких деклараций выпущено с 20 октября, поэтому мы, как говорится, свое слово держим перед бизнесом.  

Понятно, что глобальная задача таможни сегодня – это обеспечить грузооборот в стратегических транспортно-логистических коридорах «Север-Юг» и «Восток-Запад». Было сейчас у нас прямое включение из Верхнего Ларса. Позавчера побит очередной рекорд по пропуску машин за один день – 1476 грузовых транспортных средств за сутки. Это, конечно, огромный показатель. Председатель Правительства говорил о резком увеличении грузооборота в Верхнем Ларсе. В предыдущем месяце у нас было 37 086 грузовых автомобилей за сентябрь, в октябре этот показатель будет перекрыт, у нас еще полдня работы. 

Если возвращаться к работе, то основная наша задача – это содействие глобальному развороту российской торговли с Запада на Восток и на Юг, и содействие, как сказал Андрей Рэмович Белоусов (прим. Альта-Софт: Первый заместитель председателя правительства Российской Федерации), встраивания российской экономики на новых условиях в экономику мировую, с точки зрения внешней торговли. Мы видим объемы увеличения товарооборота по этому транспортному коридору. По взаимодействию с нашими партнерами, хотел бы отметить, что без слаженной, скоординированной работы с коллегами из Азербайджана, Армении, невозможно было бы добиться этих результатов. Потому что граница – это взаимодействие не только контролирующих ведомств, контролирующих органов и бизнеса с одной стороны, это еще и взаимодействие наших коллег и партнеров по другую сторону границы. Поэтому этому взаимодействию мы уделяем очень большое внимание.

Коридор Восток-Запад. Наш президент В.В. Путин на недавнем Восточном экономическом форуме сказал, что Дальний Восток является абсолютным приоритетом для развития России на весь 21 век. Поручил Правительству, ведомствам, бизнесу, всем государственным структурам исходить из этой установки. Что сделано ФТС для того, чтобы вот этот грузооборот у коридора «Восток-Запад» продолжал расти такими темпами, как например по автотранспорту (увеличение произошло в 3,4 раза по сравнению с прошлым годом).

Нами перераспределено более 1 тыс. единиц дополнительной штатной численности на Дальний Восток. И большинство из этих людей уже приняты на работу и работают в пунктах пропуска. Взаимодействие с китайскими партнерами переведено на круглосуточный режим в пункте пропуска Забайкальский – один из проблемных пунктов пропуска, и там теперь мы тоже победили очереди. У нас увеличены часы работы в пунктах пропуска Краскино, Пограничный в Приморском крае. 

Наши технологии. Технологии интеллектуального пункта пропуска, технологии выпуска товаров с борта судна, когда контейнер не надо переставлять в порту. С борта судна этот контейнер пройдет либо фактический контроль, либо он может быть дальше выпущен для внутреннего потребления и уже отправиться в глубину страны. Это технологии, которые вместе с РЖД мы реализовали уже в пилотном проекте. Мы их будем тиражировать в штатный режим. Это технологии переноса отдельных видов контроля с границы на внутренние терминалы. Такие терминалы очень активно развиваются в сфере железнодорожных перевозок, т.е. это железнодорожные сухие порты, которые позволяют быстро двигать большое количество контейнерных грузов вглубь страны и дальше уже с ними разбираться по назначению.

Эта работа привела к коренному изменению грузооборота, к коренному изменению доли и весу стран в нашей торговле. То есть мы видим, если раньше, в докризисные, доковидные времена, страны Евросоюза занимали у нас 50% и более, то теперь эта доля сократилась до 16%. А доля стран Азии выросла практически до 70% и продолжает расти. И в этом товарообороте очень активно у нас растет Китай, самыми быстрыми темпами растет торговля с Индией, растет товарооборот со странами Латинской Америки. Естественно мы готовы торговать со всеми теми странами, которые готовы с нами сотрудничать и готовы развивать отношения с Российской Федерацией. 

Собственно говоря, в этом, наверное, и состоит роль таможни, чтобы обеспечивать, упрощать, ускорять торговлю, развивать отношения со странами и налаживать это партнерство между таможенными службами. Потому что партнерство между таможенными службами позволяет выстраивать безопасные цепочки поставок, товаров от поставщика до потребителя. И это, наверное, ключ, залог успеха в будущем. И мы будем развивать эти все направления работы и, конечно, будем развивать наши таможенные технологии. В декабре мы открываем центр обработки данных. Наши возможности обработки больших данных существенным образом повысятся. 

О роли таможни как фискального органа. Мы об этом никогда не забывали. Для нас постоянный приоритет – это платежи в федеральный бюджет. Хочу показать, как мы работали в этом году по импорту, потому что коллеги со всего мира знают, что работу таможенных служб, с точки зрения администрирования доходов всегда оценивают по администрированию именно импорта. Потому что это наиболее сложная часть нашей работы. Прогнозное задание по импортной составляющей уже выполнено и перевыполнено. Годовое задание было 3 трлн 873 млрд рублей, сегодня уже собрано более 4 трлн рублей. А всего, каждый день поступает 27 млрд рублей. 

Когда спрашивают про нагрузку на экспортеров. С 1 октября введены экспортные пошлины на большую номенклатуру товаров российского экспорта. Могу сказать, успокоить всех, что мы видим 5,3 трлн рублей уже собрано платежей в федеральный бюджет. Из них 4 трлн – это импортные платежи, 1 трлн – это экспортные платежи, со всего экспорта в течение 10 месяцев. А когда-то было все наоборот. И примерно 300 млрд рублей – это утилизационные сборы. Мы в день собираем 26 – 27 млрд рублей, при том что почти за месяц по новым экспортным пошлинам собрано порядка 30 млрд всего. То есть это 1 день нашей работы. Является ли это большой нагрузкой на экспортеров? В целом, в общих цифрах для страны, для бюджета это небольшие значения. 

Мы с бизнесом работаем вместе и в последние годы все плотнее и плотнее взаимодействуем. Особенно это проявилось в ковидные времена, теперь во времена западных санкций. Добросовестный бизнес (низкого уровня риска) отвечает за 77% таможенных платежей. Вот тот средний уровень риска, который мы подключили к возможности автовыпуска, это тоже по сути дела низкий уровень риска, потому что автоматически выпущенная декларация – это та декларация, по которой не сработали наши риски. Они многослойные и поверьте мне, они очень тщательно сканируют все этапы движения товаров. Так вот, чем больше у нас будет таких добросовестных компаний... а что такое добросовестная компания? Это компания, которая своевременно, полностью в полном объеме платит все таможенные платежи. Таким образом, и нагрузка на бизнес снижается, и платежи поступают в федеральный бюджет. Поэтому мне кажется, что в будущем как раз путь очень простой. Это открытость между таможней и бизнесом, добросовестность бизнеса и дальнейшее движение таможни навстречу бизнесу – добросовестным участникам ВЭД. И тогда все показатели будут достигаться. Спасибо!»


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 2291
  • Комментарии 4
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
15:34 01.11.2023
Прям прорыв, а тем временем мой ЭК10 уже третий день выпустить не могут...
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
10:01 02.11.2023
Тоже наш экспорт с вывозными пошлинами выпускаетсяя в течение 3-х суток
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
10:55 02.11.2023
всЁ - «ноздря в ноздрю»
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
19:14 13.12.2023
ФТС сами палки в колеса суют, вместо хоть какой-то поддержи бизнеса. Только и ждут повод чтобы АП влепить. Мне корректировку по УНК уже 3-й раз отказывают, с необоснованными аргументами. Специально под статью подгоняют.
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha