Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Информационные технологии на пути оптимизации таможенного администрирования и развития ВЭД

Максим Павлович Степин, начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий, Домодедовская таможня
г.

Выступление и стенограмма доклада Максима Степина на ежегодной мультиотраслевой бизнес-конференции «ВЭД и таможня 2017: оптимизация таможенной деятельности компании», организованной газетой The Moscow Times, Москва, 19 апреля 2017 г.

Перейдем к тому, как у нас используют информационные технологии на пути оптимизации таможенного администрирования и развития внешней экономической деятельности. 

Уже говорили по поводу тех элементов, которые бизнес сейчас отстаивает в виде дорожной карты и про то, как отслеживается рейтинг. У нас есть doing business, который очень интересует на сегодняшний момент Руслана Валентиновича Давыдова (это первый заместитель руководителя ФТС России, он входит сегодня в состав совета ВТамО). Он непосредственно курирует те вопросы, которые связаны с оптимизацией таможенного администрирования и использования информационных и электронных технологий, направленных на данное упрощение. Необходимо отметить, что Домодедовская таможня осуществляет свою деятельность. Я имею ввиду наш отдел по внедрению перспективных таможенных технологий, который отвечает по концепции развития таможенной службы до 2020 года. На сегодняшний момент многие процессы перешли на электронное декларирование. Но есть ряд факторов, которые остались не охвачены. Мы часто собираем рабочие группы на площадке Домодедовской таможни, где также присутствует Московская областная ТПП, которая нас очень поддерживает. Мы выслушиваем все мнения, делимся опытом и докладываем потом все это в ФТС России. Учитывая все вышесказанное, мы решили поделить нашу работу на 4 блока: система предварительного информирования, вопросы, связанные с совершенствованием процессов таможенного администрирования, поддержка и модернизации программных средств, автоматизация процессов таможенного контроля.

Предварительное информирование. Надо понимать, что как представители Домодедовской таможни, мы говорим о товарах, прибывающих авиационным видом транспорта. Поэтому вся наша работа сводится к оптимизации процессов на данном виде транспорта и перемещаемых товаров. Конечно, на сегодняшний момент это реализация технологий предварительного информирования о товарах, которые ввозятся на таможенные территории Евразийского экономического союза и реализация пилотного проекта E-Freight. Если говорить о проекте E-Freight, то был Приказ на Приказ № 702, в котором в рамках предписания Правительства отрабатывалась эта технология, сроки ее реализации были датированы 2015 годом, но мы дошли только до второго этапа из пяти. На сегодняшний момент E-Freight будет реанимирован. Будут подготовлены Правительством (при нашем участии) целая технология и порядок его реанимирования. Дальнейший переход к его реализации скорее всего будет отложен до 2030 года. E-Freight это использование авиационной накладной, полностью формализованной в электронный вид. Чтобы вы понимали, во всех странах, где эта технология реализована, это основа и единственный документ, который используется в любых целях (в том числе и таможенных). Мы не стали стоять на месте, используя только электронные документы. Мы интерпретировали и показывали на тематической выставке как мы хотели бы оптимизировать любые процессы перевозчиков (то есть отказаться полностью от бумажных документов и перейти в ближайшее время на электронный документооборот).

Перейдя к вопросу о предоставлении предварительной информации, то у нас есть на сегодняшний момент Решение Евразийской экономической комиссии №158, которое утверждает порядок использования предварительной информации и делит ее на информацию по транспортным средствам и информацию по перевозимым ими товарам. Предусмотрено два способа предоставления информации. Во-первых, это использование портала ФТС России в виде набора обязательных сведений. Во-вторых, это пакетный способ, когда информация передается в виде электронного документа (контейнерный способ передачи) с использованием любого программного обеспечения стороннего разработчика. Например, при помощи «Альта-Софт» – лидера в разработке ПО для и участников ВЭД. Сам процесс передачи предварительной информации я делю на три среды: перевозчик, программные средства, комплекс программных средств таможенных органов. Перевозчик, используя свою программную среду, формирует необходимые сообщения о перевозимых товарах, маршрутах следования, пассажирах и членах экипажа, которую он передает в программную среду. В данном случае он может самостоятельно использовать портал, где он формирует необходимые сведения и направляет их в центральную базу данных, либо он может использовать таможенных представителей, которые используют программное обеспечение «Альта-Софт», где формируется формат XML, который очень удобен для использования. Затем вся информация направляется в АПС «ЭПС» (автоматизированное программное средство электронного предоставления сведений) и обрабатывается. Ключевой момент заключается в том, что на сегодняшний момент использование портала не является интересным для перевозчиков и других представителей, потому что эти сведения не заверяются электронной подписью, и не могут быть обработаны автоматически таможенным органом и не могут быть получены предварительны. Напоминаю, что с 1 апреля этого года предоставление предварительной информации на авиатранспорте стало обязательным. Те перевозчики, которые предоставляют сведения при помощи портала, полученный УИН направляют нам на почту. Это единственный способ по ускорению данного процесса. В остальных случаях программная среда сторонних разработчиков позволяет делать этот процесс более автоматизированным. От них УИН уходит в таможенный орган, который является пунктом назначения воздушного судна, и мы можем предварительно получать эту информацию. Мы получаем УИН, мы его принимаем, получая эту информацию через АПС «ЭПС», осуществляем необходимые действия этой информации, определяя объекты контроля, принимаем предварительные решения и транслируем их обратно. Но это в том случае, если мы используем контейнерный способ передачи данных. Тогда эта информация будет заверена электронной подписью.  

Если смотреть по тем пилотным зонам, в которых принимается предварительное решение (это пять воздушных пунктов пропуска), то мы находимся на втором месте после Шереметьево. Но у них находится «Аэрофлот». По количеству обрабатываемых нами рейсов, мы находимся на втором месте. У нас гораздо разнообразнее список иностранных авиакомпаний, осуществляющих отгрузки коммерческих перевозок. Практический объем предоставляемой предварительной информации колеблется от 80% до 90%. На 100% мы выйти не можем, так как некоторые перевозчики не заключили договорные отношения с таможенными представителями или из-за технических проблем. Если у нас есть таможенный представитель, который будет такую услугу оказывать, то надо сказать, что непредставление таможенной информации повлечет за собой неизбежно применение системы управления рисками. Самая сложная мера, которую мы решили заложить – это досмотр воздушного судна в момент его прибытия. Это будет для тех, кто не захотел выполнять те меры, которые были на них возложены. Работа в рамках предварительного информирования и электронного документооборота на авиационном виде транспорта наша таможня ведет с 2012 года. Весь накопленный опыт и потенциал этой работы мы вывели в Распоряжение № 141-р, которое подразумевает совершение таможенных операций в отношении прибывающих и убывающих судов, совершающих промежуточную посадку, а также при декларировании товаров, припасов, членов экипажа и пассажиров. То есть практически все операции в электронном виде. Весь этот практический потенциал и опыт был накоплен и был принят ЕЭК, который вылился в проект о предварительном информировании на авиационном типе транспорта. 

Особенность этого проекта в том, что там блоки информации разделены на два крупных блока: обязательное предоставление информации для таможенных органов и необязательное предоставление информации для таможенных органов. Есть несколько нюансов. В первом блоке – это отработка процедуры прибытия. Второй блок интересен тем, что он позволяет использовать предварительную информацию с учетом положений нового Кодекса для совершения следующих операций: когда ПИ используется для транзита, для выгрузки на СВХ, при использовании в качестве декларации Импорт 40. Это все заложено и это большое ноу-хау, потому что это дает возможность забирать товары с борта без помещения на СВХ. Второй блок информации является необязательным и распространяется на перевозчиков или на других заинтересованных лиц (представители, экономические и промышленные операторы и т.д.). Была озвучена уже проблема системы управления рисками. Она действительно очень сложная, там много критериев. Но им придется переработать некоторые свои нормативные акты, в том числе и решения ЕЭК. Сама процедура совершения операций со стороны этих органов в отношении прибывающих товаров морально устарела. В таможенном законодательстве все операции делятся на этап прибытия и на этап декларирования. У них же может только либо «ввоз разрешен», либо «ввоз запрещен». Учитывая специфику авиационного транспорта, у нас воздушное судно сядет в любом случае, даже если будет ввоз запрещен какой-то категории товаров. Ведь некоторые запрещенные товары могут быть впереди борта, и выгрузка других товаров будет невозможна без выгрузки запрещенных товаров. Они это услышали, некоторые критерии сократили и сделали ПИ более удобными для обработки, для перевозки и таможенных представителей. 

Совершенствование процессов таможенного администрирования:

  1. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в электронной форме в отношении воздушных судов;
  2. Совершение таможенных операций в электронном виде в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами;
  3. Совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых по реестрам экспресс-грузов в электронной форме;
  4. Совершение таможенных операций и осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых с применением карнетов АТА, с использованием автоматизированной системы Карнет АТА;
  5. Реализация технологической карты межведомственного взаимодействия в рамках представления сведений ТПП России о перемещаемых товарах по карнетам АТА;
  6. Реализации модели развития Е-АТА в рамках рабочей группы ВТамО;
  7. Организация электронного взаимодействия с СВХ.    

Хотелось бы более подробно остановиться на таком проекте как совершение таможенных операций в электронном виде в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами. Это в первую очередь интересно перевозчикам, таможенным представителям и физическим лицам. Эта наша уникальная работа, которую мы начали с 2013 года, когда впервые на выставке была представлена наша концепция по совершению операций в электронной форме по отношению к товарам, перемещаемым физическими лицами. То есть мы здесь исключаем Приказ № 1772 (примечание «Альта-Софт»: в рамках Приказа № 1772 перевозчики получили возможность проводить таможенное оформление грузов по реестрам экспресс-грузов, а не каждой посылки по отдельности. Однако, не все перевозчики смогли принять участие в эксперименте в рамках Приказа № 1772. Подробнее о решении, разработанном «Альта-Софт» в рамках Приказа № 1772, заместитель генерального директора С.С Искендеров рассказал на международной конференции «Электронное декларирование – основа электронной таможни, взгляд из настоящего в будущее», организованной Евразийской экономической комиссии совместно со Всемирной таможенной организацией. Компания «Альта-Софт» предоставляет уникальный портал для экспресс-перевозчиков, оказывающих физическим лицам услуги по доставке и таможенному оформлению посылок из зарубежных интернет-магазинов). Мы посмотрели на ту сферу, которую Приказ № 1772 не урегулировал и на тех участников ВЭД, которые не смогли попасть в эксперимент. Именно для этого и есть Распоряжение №192, которое родилось в 2006 году на опыте той работы, которая таможня проводила с ФТС России. Был разработан временный порядок, который предусматривал совершение этих операций. Ключевым элементом здесь является представление сведений с использованием электронного портала ФТС России. Сведения также могут представляется с заверением электронной подписи или без заверения электронной подписи, а также могут быть заполнены с использованием специализированных электронных терминалов (эти терминалы мы дважды представляли на выставке таможенной службы), которые без электронной подписи все эти сведения формируют в электронную пассажирскую декларацию. Ее форма полностью соответствует бумажному носителю. Дальнейший этап заключается в том, что дальше пассажирская декларация попадает в ИСС Малахит (после того как пройдет ФЛК). Эта информация в дальнейшем выгружается в АИСТ М, декларант (или физическое лицо) получает уникальный идентификационный номер. В случае, если, например, по составу сведений информация превышает уровень беспошлинного ввоза, то имеется возможность реализации резервирования денежных средств, которые в дальнейшем случае через гаранта платежа попадают в АИС Ордер. Физическое лицо (таможенный представитель) приходит в пункт пропуска, предоставляет УИН и документы, подтверждающие совершение таможенных операций. Для физических лиц будет достаточно паспорта РФ или иностранного паспорта гражданина РФ, сверяются ключевые позиции. Если без электронной цифровой подписи, то распечатывается пассажирская декларация, он ее подписывает, далее все действия совершаются в электронном виде нашим должностным лицом. Если же она была заверена электронной подписью, то для физических лиц это пока трудно реализовать, но с внедрением электронного паспорта эта проблема будет решена. Для таможенных представителей (в этом случае) пассажирская декларация не распечатывается, все операции будут совершаться полностью в электронном виде. Если же инспектор обнаруживает, что денежные средства не зарезервированы, а платить пошлину нужно, то имеется возможность оплатить ее с помощью тех терминалов, которые установлены у нас (между АИСТ М есть взаимодействие, которое было организовано для передачи информации в ЭПС для оформления ТПО) платежи приходят в течение 2 – 3 минут, и декларация выпускается. Необходимо отметить одну проблему. Лица, осуществляющие таможенные операции за физических лиц (таможенные представители), просят возможность подцепить архив декларанта. Сейчас таможенный представитель должен принести накладную, приказ о найме на работу в определенную организацию, реестр о том, что эта организация включена в таможенные представители и т.д. Подцепляя архив декларанта, все это можно будет брать из тех документов, которые он выгрузит. Он может принести просто список УИН, который он даст должностному лицу. Должное лицо же будет смотреть, совершать операции, выпускать. По статистике у нас следующие значения. Пороговое значение деклараций, выпускаемых в электронном виде на февраль – март составляет 10 – 15%. Учитывая те показатели, которые мы поставили, мы даже немного перевыполняем план. Хотелось, конечно же, больше.

Несколько слов по поводу Карнета АТА. Те, кто пользуется этими документами, знают, как сложно иногда их оформлять и использовать в таможенных органах. На сегодняшний день совместно с ФТС России разработана новая модель Карнет АТА2, в котором ключевыми элементами являются электронные документы Карнет АТА. Этот документ был создан впервые, который будет использован для замещения бумажного носителя. Он позволяет организовать двухсторонний обмен, сформировать документ, у которого есть жизненный цикл (бизнес-цикл). Он создается единожды посредством вручную или через технологическую АТА межведомственного взаимодействия, которое установлено с ТПП России. То есть мы отправляем запрос в ТПП России о наличии этого ЭДКА, которое они получают через гарантирующие ассоциации или, которые выдают на экспорт. При наличии таких документов, мы их выгружаем. Инспектору остается совершить в отношении этого товара действия в программе, связанные с его выпуском. Это практически революция, потому что тот продукт, который использовался ранее, устарел. Мы не остановились на достигнутом. В течение года было несколько совещаний. Имеется рабочая группа в рамках ВТамО, в которой есть административный комитет, которые развивает всемирную сеть. Есть три крупных блока. Первый крупный блок по организации всемирной таможенный сети – это Е-АТА. Этот блок на сегодняшний момент является самым удачным в ВТамО. У него есть электронный документ Карнет АТА, который мы можем использовать для наших целей. Также у них разработан и будет внедрен к концу 2018 года комплекс ПС Меркурий. Его развивает Международная торгово-промышленная палата. К 2018 году планируется сформировать электронный документ Карнет АТА, который будет полностью соответствовать бумажному носителю. Как они заверяют, через 2 года он полностью заменит бумажный Карнет АТА. В дальнейшем они предполагают в рамках ВТамО создать программную среду Атлас, которая будет аккумулировать информацию для таможенных целей. В данном случае мы являемся революционерами. Надо отметить, что, учитывая активную позицию РФ, наши принципы и опыт работы были признаны передовыми в этом направлении, и было принято решение о возглавлении РФ этой рабочей группы. Раньше было принято считать, что мы находимся в хвосте, сейчас же мы являемся двигателями процесса на международной арене. 


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 3989
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha