Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Мнение эксперта

Новое законодательство: временное хранение и свободная таможенная зона

Глеб Александрович Кича, и.о. первого заместителя начальника Дальневосточного таможенного управления 
22 ноября 2018 г.

Доклад на Консультативном совете ДВТУ, 07.11.2018.

С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, дополненный новыми главами и статьями, которых не было в Таможенном кодексе Таможенного союза. Новый Кодекс затронул все этапы перемещения товаров от момента представления предварительной информации до момента выпуска товаров. Федеральным законом 289-ФЗ, вступившим в силу с 4 сентября текущего года, установлены особенности таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями права ЕАЭС. В нем реализованы поправки, направленные на совершенствование таможенного администрирования и упрощение совершения таможенных операций, обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и др.

В целом новый Федеральный закон, как и таможенный кодекс ЕАЭС направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами.

Стоит отметить, что со вступлением в силу Федерального закона перестает действовать большинство положений Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ), который полностью утратит свою силу только к 2020 году.

В настоящем докладе затронуты отдельные вопросы, касающиеся новелл Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона, в частности касающиеся применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее – СТЗ).

Одними из основных нововведений Кодекса является приоритет электронного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных таможенным законодательством случаях (при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в отношении товаров для личного пользования, в отношении транспортных средств международной перевозки, при неисправности информационных систем, используемых таможенными органами), возможность принятия решений автоматически без участия должностного лица таможенного органа.

Приоритет электронной формы декларирования и автоматизация совершения таможенных операций позволили в значительной мере сократить время совершения таможенных операций. Сейчас таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи декларации (вместо 2-х часов). Также существенно сокращен срок выпуска товаров. В соответствии с Кодексом выпуск товаров должен быть завершен в течение 4-х часов с момента регистрации таможенной декларации вне зависимости от таможенной процедуры. При этом ТК ЕАЭС предусмотрено продление срока выпуска товаров сверх предельных сроков выпуска товаров (10 дней).

Вместе с тем, продление сроков выпуска товаров при необходимости проведения таможенного контроля в форме проверки дополнительных документов и сведений, начатой до выпуска товаров по основаниям согласно пункту 4 статьи 325 Кодекса, согласно положениям Федерального закона ограничено сроками временного хранения товаров.

Отдельно остановлюсь на совершении таможенных операций при прибытии товаров. В настоящее время Кодексом и Федеральным законом регламентированы все сроки совершения таможенных операций, связанных с уведомлением таможенного органа о прибытии, регистрацией времени и даты уведомления, таможенным декларированием или размещением товаров на временное хранение. 

По вопросам временного хранения, отмечу, что в Кодексе дано новое определение временному хранению товаров, которое идентично по смыслу с ранее действующим, но детализирует момент завершения временного хранения.

Федеральным законом расширен перечень мест временного хранения, к которым добавлены:

  • территория свободного склада;
  • участок акватории морского (речного) порта, расположенный в пределах пункта пропуска;
  • место постоянного или временного проживания (пребывания), заявленное иностранным физическим лицом, осуществившим ввоз товаров и имеющим намерение переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, получить статус беженца или вынужденного переселенца в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный перечень, как и в Федеральном законе № 311-ФЗ, остается открытым и может быть дополнен в соответствии с федеральными законами или актами Правительства.

При этом Федеральным законом расширяется перечень случаев хранения товаров на складе получателя. Теперь включен случай, когда выпуск товаров отдельных категорий, которых определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, не может быть произведен в случае обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на возможность применения в отношении товаров ограничений, и срок выпуска таких товаров продлен в соответствии с пунктом 7 статьи 119 Кодекса (свыше 10 дней).

Указанная норма должна сократить расходы участников ВЭД, связанные с временным хранением. Предельный срок временного хранения товаров составляет 4 месяца.

Также важно обратить внимание на следующее новшество. Согласно положениям Кодекса товары, изъятые или арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении и подлежащие таможенному декларированию, в отношении которых было принято решение об их возврате, должны быть помещены на временное хранение не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу одного из перечисленных документов:

  1. решения суда или иного уполномоченного органа (должностного лица) об освобождении от уголовной либо административной ответственности;
  2. решения уполномоченного органа (должностного лица) об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. решения суда или уполномоченного органа (должностного лица) о прекращении уголовного дела либо дела об административном правонарушении;
  4. обвинительного (оправдательного) приговора суда;
  5. решения суда или уполномоченного органа (должностного лица) о привлечении к административной ответственности;
  6. решения суда об отмене решения о конфискации товаров либо о замене наказания (взыскания) в виде конфискации иным видом наказания (взыскания).

При этом помещение таких товаров на временное хранение в установленный срок не требуется, если в отношении товаров подана таможенная декларация. Рассматривая вопрос совершения таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки, отмечу, что Федеральным законом уточнены вопросы подачи заявления в отношении временно вывезенных ТСМП, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза, в случае совершения в отношении них операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 277 Кодекса. Так, подача Заявления о совершении операций, возможна только таможенному органу, поместившему товары под таможенную процедуру временного ввоза. Подача указанного заявления иным таможенным органам не допускается. Кроме того, Федеральный закон устанавливает срок подачи декларации на транспортное средство, которая должна быть подана не позднее трех часов с момента уведомления о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, за исключением случая ввоза товаров железнодорожным транспортом, когда декларация подается в течение 7 часов после уведомления о прибытии товаров.

Также в Федеральном законе регламентированы операции, связанные с выдачей разрешения на временную выгрузку или передачу припасов на иное транспортное средство. Не вдаваясь в детали, отмечу, что указанное заявление может подаваться как в виде электронного документа, так и в виде документа на бумажном носителе. При этом оно должно подаваться в таможенный орган, которому производилось таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки.

В части помещения товаров под таможенные процедуры отмечу следующее.

В положениях Федерального закона реализованы поправки о таможенных процедурах, ранее не нашедшие отражение в 311 Федеральном законе, к которым относятся:

  • таможенная процедура свободной таможенной зоны,
  • таможенная процедура свободного склада.

По сравнению с 311 Федеральным законом новый Закон включил в себя все 17 таможенных процедур, определенных в положениях Кодекса. При этом по каждой таможенной процедуре Кодексом и Федеральным законом внесены различные изменения. Рассмотрим наиболее важные изменения, касающиеся таможенной процедуры СТЗ, подробнее.

До 1 января 2018 года применение таможенной процедуры СТЗ осуществлялось в соответствии с Соглашением по вопросам свободных экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, от 18.06.2010. В настоящее время порядок применения таможенной процедуры СТЗ определен в главе 27 Кодекса.

При этом положениями Федерального закона установлено, что применение таможенной процедуры СТЗ на территории Российской Федерации регулируется отдельными федеральными законами, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации могут быть установлены особые правовые режимы хозяйственной деятельности и может применяться таможенная процедура СТЗ.

В связи с функционированием свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного региона вопрос применения таможенной процедуры СТЗ весьма актуален.

Так, в соответствии с Федеральными законами о СПВ и ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе на определенных территориях может применяться таможенная процедура СТЗ.

Согласно положениям статьи 205 Кодекса в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, допускается совершение любых операций, включая операции:

  1. хранение;
  2. операции по погрузке (разгрузке) товаров и иные грузовые операции, связанные с хранением;
  3. операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров, а также обычные операции по подготовке товаров к перевозке (транспортировке), включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств;
  4. операции по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), ремонту или техническому обслуживанию товаров, в том числе при совершении которых иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, участвуют или содействуют изготовлению (получению) товаров, даже если такие иностранные товары полностью или частично расходуются (потребляются) в процессе изготовления (получения) товаров и (или) не содержатся в товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее в настоящей главе - операции по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны).
  5. потребление товаров иное, чем расходование (потребление) товаров при совершении операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, в случаях, определяемых Комиссией;
  6. отбор проб и (или) образцов товаров в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса.

При этом существует возможность осуществлять отдельные производственные операции с товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, без ее завершения за пределами зоны.

Так, с разрешения таможенного органа допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с территории, на которой применяется таможенная процедура, без завершения ее действия, помимо прочего, в случаях, когда указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства, на территории которого создана СЭЗ, для собственных производственных и технологических нужд, а также когда указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку и иные операции, определяемые Комиссией, при условии, что на территории этой СЭЗ в отношении таких товаров отсутствуют условия и возможность совершения таких операций. 

Случаи и условия, когда допускается вывоз указанных товаров, а также часть территории государства, на которую допускается такой вывоз, в настоящее время определены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 88 (далее - Решение).

Кроме того, с разрешения таможенного органа допускается вывоз рассматриваемых товаров с территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны также в иных случаях:

  1. товары, являющиеся основными производственными средствами, введенными в эксплуатацию и используемыми резидентом либо их частями, вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для их ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации);
  2. товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по их техническому испытанию, исследованию, тестированию, проверке, в том числе предусмотренных производственным процессом, а также для их демонстрации в качестве образцов;
  3. товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для совершения таможенных операций по завершению действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенном органе, правомочном совершать таможенные операции в отношении таких товаров;

При этом порядок выдачи таможенным органом разрешения на вывоз товаров в рассмотренных случаях, устанавливается в соответствии с национальным законодательством. В настоящее время он не установлен.

Учитывая представленные положения Кодекса, а также положения Решения № 88 управлением в целях минимизации издержек резидентов ТОСЭР до переиздания приказа ФТС России № 2034, определяющего требования к оборудованию и обустройству участка ТОСЭР, выработана позиция, согласованная с ФТС России, относительно применения таможенной процедуры СТЗ на участке резидента ТОСЭР в случае, когда резидент планирует осуществлять сельскохозяйственную деятельность и участок резидента занимает обширную площадь.

В рассматриваемом случае зона таможенного контроля для целей применения процедуры СТЗ может быть создана только на части участка, на которой планируется осуществление хранения (обслуживания) сельхозтехники, помещенной под таможенную процедуру СТЗ. При этом понимая, что техника не может храниться в чистом поле, резидент будет обустраивать эту территорию для обеспечения ее сохранности. Перемещение техники с территории созданной ЗТК на территорию осуществления сельскохозяйственной деятельности необходимо совершать в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 205 Кодекса. То есть осуществлять вывоз указанных товаров на остальную часть территории Российской Федерации для собственных производственных и технологических нужд с разрешения таможенного органа и с учетом положений, установленных Решением. Как я уже отметил, указанным Решением определены территории, на которые могут вывозиться товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, с территории участка резидента. Для ТОСЭР эти участки территории включают территории, на которых непосредственно создана ТОСЭР.

Для примера представлена информация по ТОСЭР Михайловский

Наименование части территории государства - члена Евразийского экономического союза, на которую допускается вывоз товаров с территории СЭЗ  Наименование СЭЗ, с территории которой допускается вывоз товаров для собственных производственных и технологических нужд 
Михайловский муниципальный район,
Спасский муниципальный район,
Черниговский муниципальный район,
Яковлевский муниципальный район
ТОР «Михайловский», Приморский край


В целях осуществления такого вывоза резиденту необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  1. Вывоз товаров должен быть осуществлен в целях реализации резидентом соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента ТОСЭР;
  2. Товары должны находиться в фактическом владении и пользовании резидента, и в отношении таких товаров не должны осуществляться операции, связанные с переработкой или потреблением, с оказанием услуг третьим лицам;
  3. Резидентом должна обеспечиваться возможность идентификации товаров;
  4. Срок вывоза товаров составляет не более 2 лет;
  5. Вывоз товаров осуществляется на часть территории, включенной в обозначенный перечень. 

Помимо прочего, Решением установлен перечень случаев иного потребления товаров, чем расходование (потребление) товаров при совершении операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру СЭЗ, а также порядок завершения действия таможенной процедуры СТЗ в отношении таких товаров. Так, согласно Перечню случаями иного потребления товаров являются операции:

  1. Потребление товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, осуществляемое резидентом при создании объектов недвижимости в целях реализации соглашения;
  2. Потребление товаров при эксплуатации (содержании), ремонте, реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ.
  3. Потребление товаров при эксплуатации и (или) техническом обслуживании оборудования, машин и агрегатов, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и используемых на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ.
  4. Потребление товаров, осуществляемое резидентом (участником, субъектом) СЭЗ при проведении на территории СЭЗ исследований, испытаний, тестирований, проверок, опытов или экспериментов в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы).

При этом необходимо отметить, что в первом случае товары должны быть:

  • составной и неотъемлемой частью таких объектов;
  • объекты недвижимости, при создании которых использованы товары, должны быть введены в эксплуатацию и зарегистрированы на праве собственности за резидентом в соответствии с законодательством, а если это установлено национальным законодательством и эксплуатироваться таким резидентом не менее установленного срока. В третьем и четвертом случае товары должны быть полностью уничтожены, использованы без остатка при совершении указанных операций. Действие таможенной процедуры СТЗ в отношении таких товаров завершается без помещения товаров под таможенные процедуры (подпунктом 3 пункта 10 статьи 207 ТК ЕАЭС). 

Согласно Порядку завершения таможенной процедуры СТЗ, утвержденному Решением, в таможенный орган подается заявление о завершении действия таможенной процедуры. Также Решением определены сведения, обязательные к заполнению в Заявлении, а также документы, прилагаемые к Заявлению.

Таможенный орган рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы и принимает решение о завершении действия таможенной процедуры СТЗ или решение об отказе в завершении действия таможенной процедуры СТЗ. Действие таможенной процедуры СТЗ в рассматриваемом случае считается завершенным после принятия таможенным органом решения о завершении действия таможенной процедуры СТЗ. При этом Форма заявления и порядок ее заполнения, и сроки рассмотрения устанавливаются в соответствии с законодательством о таможенном регулировании. Исходя из вышеизложенного, применительно к ряду проектов, реализуемых в Дальневосточном регионе резидентами СПВ и ТОСЭР, можно сказать, что на настоящий момент в отношении товаров, используемых для создания объектов недвижимости, предусмотрена возможность завершения процедуры СТЗ без помещения под иные процедуры и без утраты статуса резидента.

В соответствии с Кодексом допускается передача товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, без завершения действия таможенной процедуры во владение и (или) пользование следующим лицам:

  1. подрядчику (субподрядчику) или иному лицу, в том числе не являющемуся резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, для осуществления строительных и (или) монтажных подрядных работ на территории СЭЗ;
  2. перевозчику для их перевозки;
  3. лицам, которые будут осуществлять ремонт (за исключением капитального ремонта, модернизации), техническое обслуживание и (или) совершать другие операции, необходимые для поддержания таких товаров в нормальном (рабочем) состоянии;
  4. лицам, которые будут совершать операции по техническому испытанию, исследованию, тестированию, проверке таких товаров, предусмотренные производственным процессом, а также их демонстрацию в качестве образцов;
  5. лицам, которые будут совершать операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, а в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов, - также на территориях СЭЗ, не являющихся портовыми СЭЗ или логистическими СЭЗ;
  6. лицам, которые будут совершать операции в отношении товаров, вывозимых с территории СЭЗ, в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 пункта 4 настоящей статьи.

При этом передача товаров во владение и (или) пользование указанным лицам, не освобождает декларанта товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, от соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой. Также Кодексом установлена возможность установления случаев, когда передача резидентом СЭЗ прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, иному резиденту этой СЭЗ или на территориях отдельных СЭЗ, созданных на территории такого государства, допускается без завершения действия таможенной процедуры СТЗ.

На сегодняшний день применительно к СПВ и ТОСЭР такой порядок не установлен. При этом по информации, имеющейся в распоряжении управления, указанный порядок будет отражен в новых редакциях Федеральных законов о СПВ и ТОСЭР.

Также в отношении всех или части товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории, на которой применяется таможенная процедура, могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами. При этом действие таможенной процедуры должно быть завершено в порядке, установленном Кодексом. Так, действие таможенной процедуры СТЗ должно быть завершено помещением товаров под таможенную процедуру СТЗ резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения такими товарами.

В случае если право владения, пользования передано лицу, не являющемуся резидентом СЭЗ, то для их вывоза на остальную часть таможенной территории Союза действие таможенной процедуры СТЗ завершается помещением товаров под таможенные процедуры:

  1. выпуск для внутреннего потребления;
  2. таможенный склад;
  3. переработка на таможенной территории;
  4. переработка для внутреннего потребления;
  5. временный ввоз (допуск);
  6. беспошлинная торговля;
  7. уничтожение;
  8. отказ в пользу государства.

При этом декларантом может выступать лицо, которому, переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ. 

Подводя итоги доклад, отмечу, что по сравнению с ранее действующим законодательством положения Кодекса ЕАЭС значительно расширяют возможности таможенной процедуры СТЗ, что должно благоприятно повлиять на развитие региона СПВ и ТОСЭР.

Важные новости

Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!

Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.