Россия является лидером по экспорту деловой древесины хвойных пород на мировой рынок, поэтому со стороны государства контролю за экспортом лесоматериалов уделяется самое пристальное внимание. Лесоматериалы включены в Перечень стратегически важных товаров и ресурсов Российской Федерации, при их вывозе за пределы таможенной территории Российской Федерации применяются запреты и ограничения в виде таких мер нетарифного регулирования, как квотирование и лицензирование.
В настоящее время только 4 таможенных поста Екатеринбургской таможни обладают компетенцией по осуществлению таможенных операций, связанных с экспортом леса и лесоматериалов. Это – Серовский, Ирбитский, Нижнетагильский и Первоуральский таможенные посты.
В соответствии с приказом Минфина России от 17.05.2018 №109н, с 8 июля 2018 года полномочия по регистрации таможенных деклараций и выпуску товаров в рамках таможенной процедуры экспорта в отношении этой категории товаров передаются Екатеринбургскому таможенному посту (Центр электронного декларирования) Екатеринбургской таможни.
После передачи полномочий по оформлению экспорта леса в Екатеринбургский ЦЭД - Серовский, Ирбитский, Нижнетагильский и Первоуральский таможенные посты будут выполнять функции фактического таможенного контроля – то есть, операции, требующих непосредственного контакта с товарами, транспортными средствами или работы с документами на бумажных носителях.
При этом, для участников ВЭД-лесоэкспортеров останутся прежними не только места отгрузки товара, но и сохранятся те же самые, используемые ими, пакеты документов в рамках уже сформированного электронного архива декларанта. Это дает возможность декларанту использовать электронный архив в любых таможенных органах, находящихся в различных регионах страны, позволяет ускорить совершение таможенных операций и освобождает от обязанности представлять документы повторно.
Перенос декларирования товаров данной категории в ЦЭДы является очередным шагом на пути создания системы электронных таможен. Реализация данных мероприятий позволит наиболее рационально распределять нагрузку на должностных лиц таможенных органов, исключить коррупционную составляющую и гарантирует единообразный подход к применению таможенного законодательства.